13.03.2012 00:42
Экономика

Александр Радьков: Туристический потенциал России далеко не исчерпан

Турбизнесу предложат создать фонд помощи нашим туристам за рубежом
Текст:  Анастасия Дуленкова Нина Егоршева
Российская газета - Федеральный выпуск: №54 (5727)
Читать на сайте RG.RU

Государство продолжит поддерживать российских туристов за рубежом, но только в самых экстренных случаях. Основная ответственность, в том числе и материальные затраты, в перспективе лягут на туристический бизнес.

Для этого компании должны объединиться в саморегулируемые организации и создать компенсационные фонды экстренного реагирования на кризисные ситуации. Это сейчас обсуждается законодателями, представителями власти и турбизнеса, сообщил вчера на "Деловом завтраке" в "РГ" глава Ростуризма Александр Радьков.

Но начали мы разговор с совещания, которое накануне состоялось в Краснодаре и было посвящено перспективам развития турбизнеса в России. Президент Дмитрий Медведев предложил создать специальную федеральную структуру, которая займется разработкой механизмов поддержки туристической отрасли.

Александр Радьков: Я считаю, это должен быть орган управления туризмом в стране, и неважно, как он будет называться.

 
Видео: Сергей Минабутдинов

Безусловно, нам есть куда расти, потому что туристический потенциал России далеко не исчерпан. Это касается и въездного, и внутреннего туристического потока. Внутренний турпоток в прошлом году составил 33,3 миллиона человек. Самыми востребованными направлениями по-прежнему оказались курорты Краснодарского края. На пляжный туризм пришлось 38 процентов турпотока. Второй по значимости культурно-познавательный туризм (20 процентов).

Что касается въездного туризма, здесь цифры достаточно скромные. Хотя общий объем въезда иностранцев в Россию в прошлом году и составил почти 25 миллионов поездок, но с чисто туристическими целями приехала лишь десятая часть.

Прежде всего это связано с неразвитостью туристической инфраструктуры, низким качеством предоставляемых услуг, нехваткой квалифицированных кадров в отрасли, высокой стоимостью перевозки. А также со слабой рекламой наших возможностей на внутреннем и зарубежных рынках. На второе место я бы поставил недоступность кредитных инструментов и земельных ресурсов для потенциальных инвесторов. Вот блок тех проблем, которые необходимо решать в первую очередь.

Но дело уже сдвинулось с мертвой точки? В прошлом году была принята федеральная целевая программа развития внутреннего и въездного туризма.

Александр Радьков: Действительно. Мы впервые подходим к идее развития туризма в стране именно системным образом. Суть программы в том, чтобы увязать развитие туристической отрасли с социально-экономическим развитием регионов. Потому что раньше они "жили" совершенно в разных плоскостях.

Многие регионы уже приняли и начали реализовывать свои программы развития туризма. Они увязывают их со стратегией социально-экономического развития регионов в целом - инфраструктура, коммуникации, дороги.

Общий объем финансирования более 330 миллиардов рублей. Из средств федерального бюджета будет инвестировано 96 миллиардов. Остальное - региональное бюджетное финансирование (25 миллиардов), внебюджетные деньги, частные инвестиции. В прошлом году в программу вошло шесть пилотных проектов: в Ивановской, Ярославской, Псковской, Рязанской, Ростовской областях и Алтайском крае. В этом году еще подключаются регионы. Правда, не все оказались готовыми к тому, чтобы представить качественные проекты, обоснованные с точки зрения финансов. До 2015 года все регионы должны представить свои заявки на инвестиционные проекты.

А когда будут созданы компенсационные фонды экстренного реагирования для наших туристов за рубежом?

Александр Радьков: Сейчас этот вопрос обсуждается. Понятно, что должны быть рыночные механизмы реагирования на кризисные ситуации и не все проблемы перекладывать на бюджет. Хотя, конечно, бывают случаи экстренной эвакуации, когда без вмешательства государства не обойтись. Но должна быть некая система, которая позволит рынку самому реагировать и самому справляться с нештатными ситуациями.

Полностью "Деловой завтрак" читайте в ближайших номерах "РГ".

Туризм Ростуризм