13.03.2012 00:40
Экономика

Рекламисты разработали для себя свод нравственных правил

Рекламисты разработали для себя свод нравственных правил
Текст:  Марина Грицюк
Российская газета - Столичный выпуск: №54 (5727)
Читать на сайте RG.RU

Все рекламные акции по телефону должны проходить только в дневное время. И при любом способе продвижения товара потенциального покупателя ни в коем случае нельзя запугивать, например, убеждать, что без такого-то лекарства он никогда не избавится от насморка.

Представители профессионального сообщества разработали Кодекс практики рекламы и маркетинговых коммуникаций. Вчера его подписали 20 организаций рекламной и медийной индустрии. По их словам, принятие этого документа - первый шаг к формированию отраслевой саморегулируемой организации (СРО).

Кодекс дополняет положения действующего законодательства о рекламе. В нем подробно написано, что может позволить себе рекламщик, а чего - нет. Есть отдельный раздел, посвященный рекламе, ориентированной на несовершеннолетних. В нем строго запрещено подрывать авторитет родителей, внушать тинейджерам, что использование товара даст им преимущество перед сверстниками. Вообще никакая маркетинговая коммуникация (реклама, продвижение товара, стимулирование сбыта и прочее) не должна содержать информации, которая прямо или косвенно может ввести потребителя в заблуждение. Нельзя также злоупотреблять доверием людей.

Также кодекс запрещает использовать в рекламе информацию, нарушающую принципы морали и нравственности.

Конечно, пока этот документ не является обязательным для исполнения всеми участниками рекламного рынка. Соблюдение моральных правил, как говорится, дело добровольное. Но, как пояснил "РГ" Алексей Поповичев, исполнительный директор Содружества производителей фирменных торговых марок, в ближайшей перспективе будет создан орган, который начнет разрабатывать правила для применения кодекса. А это уже серьезно. Поскольку рекламисты твердо намерены создать саморегулируемую организацию и после этого перекрыть вход на рынок недобросовестным рекламистам. Алексей Поповичев акцентировал: кодекс открыт для подписания, и все организации, которые хотели бы присоединиться и взять его за основу для своей деятельности, могут это сделать.

Прежде чем документ был подписан, он обсуждался с экспертами Федеральной антимонопольной службы (ФАС), которые, проанализировав документ, пришли к выводу, что он не противоречит действующему законодательству. "Не первый год мы говорим о необходимости СРО в рекламной отрасли, которая в том числе решала бы и этические проблемы. Сейчас ее создание практически неотвратимо. Мы будем следить за этим процессом", - сказал присутствующий на церемонии подписания кодекса замглавы ФАС Андрей Кашеваров. И добавил, что кодекс содержит более жесткие стандарты, чем закон о рекламе.

Кстати, в большинстве государств мира регулирование в области рекламы осуществляется на базе СРО, которые работают на основе кодекса Международной торговой палаты (МТП) или с учетом его положений принимают национальные кодексы практики рекламы. В России уже были попытки создать саморегулируемые организации в рекламе. Так, первый вариант Российского рекламного кодекса был разработан Рекламным советом России (РСР) в 2001 году. Он был сформирован на основе Кодекса МТП и "Свода обычаев и правил делового оборота рекламы на территории Российской Федерации". Контроль за исполнением кодекса возлагался на Рекламный совет России и уполномоченные им органы саморегулирования. В 2003 году в связи с прекращением активной деятельности РСР работа по реализации кодекса была остановлена.

Тем временем растет количество штрафов, наложенных на рекламистов ФАС. В прошлом году служба вынесла более 4,6 тысячи постановлений за нарушение законодательства о рекламе на сумму 165,5 миллиона рублей. В 2010 году сумма наложенных штрафов составила 122,7 миллиона рублей, в 2009 году - 87,4 миллиона. Тенденции в нарушениях законодательства о рекламе существенно не изменились в 2011 году. 12,5 процента всех нарушений связаны с распространением рекламы финансовых услуг, 9,4 процента - с рекламой алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, табака и табачных изделий, 9,2 процента составляют нарушения в рекламе лекарственных средств и медицинских услуг.

Товары и цены