19.03.2012 00:06
Культура

Новый фильм Алексея Федорченко едет в Нью-Йорк и Сан-Франциско

Новый фильм Алексея Федорченко едет в Нью-Йорк и Сан-Франциско
Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №59 (5732)
Читать на сайте RG.RU

Нью-Йоркский международный кинофестиваль "Трайбека" включил в программу "Точка зрения" новый фильм автора "Овсянок" екатеринбургского режиссера Алексея Федорченко "Хроноглаз". Как гласит фестивальная аннотация, он "о русском ученом, который изобрел машину времени".

36-минутная игровая картина входит в международный альманах "Четвертое измерение". Еще две новеллы для этого проекта сняли американец Хармони Корин, который в 19 лет написал сценарий для скандальных "Деток" Ларри Кларка, и поляк Ян Квечински, автор нескольких короткометражек, проходивший практику на фильме Анджея Вайды "Катынь".  Фестиваль, созданный в 2002 году по инициативе Роберта Де Ниро, пройдет с 18 по 29 апреля, а за несколько дней до того альманах будет показан и на фестивале в Сан-Франциско.

Двойной лауреат Венецианского фестиваля Алексей Федорченко рассказывает "РГ" о своих новинках.

"Хроноглаз" связан с путешествием сквозь время. Некоторые ваши почитатели не могут забыть "Первых на Луне" и ждут новой "мокументальной" фантазии.

Алексей Федорченко: Нет, это не mocumentary. Скорее - фантастическая картина и мелодрама в одном флаконе. Сам фильм "Четвертое измерение", куда входит моя картина, - странный. Это альманах из трех новелл, их снимали режиссеры из США, Польши и России. Новеллы объединены общей темой и общей концепцией. Тема - "четвертое измерение". Концепция была предложена очень необычная, хулиганская, интересная. В ней что-то около сорока пунктов, очень веселых, они меня увлекли. Я написал заявку, основываясь на своем рассказе "Машинка времени". И победил в каком-то тендере, устроенном между российскими режиссерами.

"Четвертое измерение" - это обязательно время, или возможны другие варианты?

Алексей Федорченко: Измерения могут быть разными - как это понимает каждый из режиссеров. У меня - да, время и состояние главного героя.

Почему ваш герой отправляется в прошлое. Он ностальгирует по этому прошлому?

Алексей Федорченко: Он пытается в нем спрятаться. Ищет день, когда он был счастлив, но будущее стучится в двери.

Не понял. Вот он из настоящего прибыл в прошлое - его не отпускает это настоящее, или есть еще проекция в будущее?

Алексей Федорченко: Его не отпускает прошлое. Он там пытается свернуться клубочком и спрятаться, но от будущего никуда не деться.

Хорошо, дождемся фильма. Вы говорили о сорока пунктах, которые определены в концепции как обязательные. Какие, например?

Алексей Федорченко: Например: главный персонаж должен быть маргиналом. Должно создаваться впечатление, что от него дурно пахнет. У него не должно быть одного или нескольких зубов. По ходу действия он должен оказаться героем, чего мы от него никак не ожидаем. Желательны свалки, бродячие собаки, скабрезный анекдот, который расскажет герой. Должен присутствовать человек в ботинках для степа. Должна звучать фраза "Не бойся, ты выживешь". И еще много таких странных условий.

И что, все они реализованы в фильме?

Алексей Федорченко: Нет, мне удалось отбиться от свалок, бродячих собак, скабрезных анекдотов и мата, чему я очень рад. Хотя и собака, и анекдот были сняты. Но удалось убедить наших партнеров в Америке, что без них лучше.

Остались только ботинки для степа?

Алексей Федорченко: Они остались, как и фраза "Не бойся, ты выживешь!". К тому же исполнитель главной роли Игорь Сергеев перед съемкой сломал зуб. Что очень соответствовало концепции.

Это вам так везет?

Алексей Федорченко: У нас художественный руководитель хороший.

Ваш фантастический фильм, я чувствую, - своего рода психологический эксперимент?

Алексей Федорченко: Это, конечно, эксперимент. В том числе и для меня. Еще снимая "Первые на Луне", я увлекся так называемыми "съемками без оператора". Там были использованы кадры, снятые как бы скрытой камерой. И тогда я придумал несколько фильмов под общим условным названием "Без оператора". Теперь я снял два фильма из этого цикла: "Хроноглаз" и документальную картину "Австралия".  Мне кажется, и идея, и форма довольно необычны, содержание весьма нестандартно - хочется этот проект продолжить.

Здесь требуется уточнение: фильм без оператора - это как? Камера в руках у вас?

Алексей Федорченко: Я придумал тогда пять разных фильмов без профессионального оператора. Здесь и home video, и камера наблюдения, и другие случайные камеры, в поле зрения которых попадают как бы случайные события. Тогда же зародились идеи "Хроноглаза" и документального фильма, который я скоро закончу.

В "Хроноглазе" оператора нет совсем?

Алексей Федорченко: Есть - Шандор Беркеши. Есть и другой оператор, но это очень необычный метод съемки, и я пока не буду раскрывать секрет, хорошо?

Кто снимался в картине?

Алексей Федорченко: Главные роли играют вышеупомянутый Игорь Сергеев (он играл у меня в "Овсянках"), и Дарья Екамасова.

Как в фильме выглядит прошлое? Это конкретный город или некое условное пространство?

Алексей Федорченко: Это Екатеринбург. Современный и из прошлого. Главные герои существуют здесь и сейчас. И есть городской объект, который в фильме тоже стал важным действующим лицом, - одна из самых высоких в стране телебашен, которую начинали строить еще в начале 80-х, но потом забросили, и этот долгострой в фильме как бы соединяет настоящее с прошлым. А герой мечется по времени: попадает и в XVI, и в I век, и в середину ХХ века.

Меня заинтриговал ваш документальный фильм "Австралия" - вы что, успели слетать к кенгуру?

Алексей Федорченко: Нет, этот фильм тоже снимался в Екатеринбурге. История его давняя. В 2005 году я в Казахстане снимал документальный фильм "Дети Белой могилы" - о депортации народов в Северный Казахстан. Одной из сюжетных линий там была история молодой семьи, которая уехала из Екатеринбурга в Сидней нелегалами. Эта история, мне показалось, тянула на отдельную картину, и я ее отложил впрок. Тем более, что она была снята в стиле "без оператора", которым я тогда увлекался. Так что эту картину я делал, можно считать, восемь лет. Возвращался к ней, потом откладывал, ждал некоего события, оно теперь произошло, и теперь я картину закончил.

А какова судьба "Детей Белой могилы"?

Алексей Федорченко: Она такая же, как у всего нашего документального кино. Фильм получил несколько призов, но его никто не видел. Он входит в придуманный мной мини-цикл из трех картин: "Давид", "Дети Белой могилы", а третий фильм я уже начал снимать, но тут мне попался сценарий "Первых на Луне", и эта картина стала как бы третьей в трилогии. А тот фильм я все-таки потом доделал, и он называется "Банный день". Так что получилась тетралогия.

Вы работаете также над полнометражной картиной "Небесные жены луговых мари" - как идут дела?

Алексей Федорченко: Заканчивается монтаж. Теперь, как обычно перед финалом, закончились и деньги, но я надеюсь, что летом фильм будет готов.

Наше кино