Нужно ли менять закон о митингах? Такой вопрос активно обсуждают сейчас не только в юридическом сообществе. Митингующие жалуются на ограничения, а горожане - на неудобство от массовых акций. Как учесть интересы тех и других и законодательно закрепить их? Гасан Мирзоев, президент Гильдии российских адвокатов, доктор юридических наук, предлагает учесть в законе изменившиеся политические реалии и провести широкое общественное обсуждение возможных поправок .
- Гасан Борисович, закон о митингах N 54-ФЗ был принят в 2004 году. Не пора поменять его?
Гасан Мирзоев: Я хорошо помню, как работал над ним, будучи депутатом Госдумы. Думаю, что он действительно нуждается во внесении серьезных изменений. Политическая ситуация за 8 лет изменилась, гражданское общество, о чем заботились все эти годы, становится реальностью и заявляет о себе. Закон должен урегулировать и предупредить любую негативную ситуацию.
- Больше всего споров по поводу места проведения митингов. Все хотят в центр, под стенами Кремля - кордоны полиции, техника, заборы, словно Москва в осаде. Почему бы не найти иные места для уличных акций?
Гасан Мирзоев: В законе должно быть четко прописано, где можно и нельзя проводить массовые акции. Место должно быть безопасно, не мешать жизни обычных людей, движению транспорта. Одни приходят по велению сердца и гражданского долга, а есть и такие, кто специально создает агрессивную атмосферу, которая озлобит и власть, и охраняющих порядок людей в форме. Вопрос требует проработки не только с общественными организациями, экспертами, но и с жителями города, которые заслуживают спокойной и благополучной жизни.
- То есть речь идет о создании нашего "Гайд-парка"?
Гасан Мирзоев: Не все разделяют эту идею. Эдуард Лимонов, например, заявил, что в Лондоне Гайд-парк превратился в место для маргиналов, "готовых нести любую ахинею". Но московским властям приходится решать головоломку: заявляют тысячу участников, а придет пять тысяч, где их разместить? Если будет определено место, то существенно упростится согласование. Некоторые юристы считают, что достаточно будет уведомить городские власти. Но это сфера догадок, а должен быть закон.
- Как отразить в законе ответственность за то, чтобы не превращать митинги в антиобщественное сборище?
Гасан Мирзоев: Нужно ужесточить требования к организаторам митинга. Ведь здесь затронуты благополучие, жизнь, здоровье тысяч людей. А сколько остается мусора, ломают витрины и насаждения, вытаптывают газоны. Сейчас очень смешные санкции - штраф до двух тысяч рублей. А в Швейцарии - 100 тысяч франков.
- Действительно, в законе не прописано, кто и как должен нести расходы на проведение митингов. Все делается за счет налогоплательщиков. Это справедливо? - вопрос к руководителю отдела конституционного права Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ, доктору юридических наук Александру Постникову.
Александр Постников: Я считаю, что конструкции ответственности возможны, но, на мой взгляд, они нежелательны. Общество должно выделять финансовые ресурсы для развития форм демократии. В целом я за то, чтобы государство брало на себя эти расходы.
- Александр Евгеньевич, на ваш взгляд, насколько эффективен сегодня закон о митингах?
Александр Постников: То, что его ругают с двух сторон, еще не значит, что он не действует. Просто сфера проведения митингов очень конфликтна и каждому хотелось бы иметь закон своим союзником. Митингующие хотят полной свободы, а власти - меньше беспокойства для обеспечения общественного порядка. Я считаю, что последние массовые акции показали: закон работает.
- А почему бы не внести в качестве поправки в закон запрет митингов в исторических центрах городов?
Александр Постников: Смотря что считать центром. Главный критерий - чтобы не было препятствий для функционирования органов государственного управления. Если совсем убрать из центра - мы рискуем изменить назначение митинга, массового шествия или демонстрации. Где политики, там и демонстранты. Смысл акций - привлечь внимание властей и общества.