Нора Фицджеральд, специально для Russia Now
Российское телешоу "Модный приговор" разрушает стереотипы о том, что все женщины в России носят облегающие платья, шиншилловые шубы и туфли на каблуках в стиле "Секса в большом городе". Каждую неделю 30 миллионов телезрителей наблюдают за тем, как в эфире Первого канала российские эксперты мира моды расспрашивают работающих женщин об их одежде и внешнем виде. Возможность принять участие в передаче, как правило, получают те кандидатки, которым нечасто доводится быть в центре внимания.
Одним из ведущих передачи является популярный дизайнер Александр Васильев, недавно вернувшийся из Нью-Йорка и Вашингтона, где он был впервые за последние десять лет. Благодаря этой поездке он смог на время отвлечься от жизни столичной телезвезды. Именно в Москве он понял, что слава может быть очень громкой.
Александр Васильев - прославленный дизайнер одежды, коллекционер и писатель, который широко известен в Москве и Париже, куда он эмигрировал в начале 1980-х. Сегодня Александр Васильев не может пройтись по главным улицам Москвы, не обменявшись любезностями с очередным восторженным почитателем своего таланта.
"За те два с половиной года, что я участвую в этой передаче, я стал невероятно знаменит. Я писал об истории моды и работал над оформлением более ста постановок балетов, однако именно благодаря этому телешоу даже моя прогулка по Тверской сегодня не остается незамеченной, - говорит Александр Васильев (интервью проходит в Вашингтоне, где он может спокойно гулять по Кей-стрит). - Конечно, я очень рад такому успеху".
По словам Васильева, он пришел в шоу в качестве своеобразного "министра счастья". Он утверждает, что женщины составляют более 60% населения России, и если вычесть из общего числа мужчин алкоголиков и уголовников, выбор становится еще меньше. При этом в Америке, по мнению дизайнера, женщинам проще найти себе пару, потому что в этой стране мужчин больше, чем представительниц слабого пола. По признанию самого Александра, он хочет сделать женщин счастливее.
Во время пребывания в Вашингтоне Васильев провел переговоры с руководством центра искусств им. Кеннеди, с тем, чтобы заручиться их поддержкой, необходимой для организации выставки костюмов, которую планируется провести в выставочном зале, расположенном на террасе центра. Александр Васильев надеется привезти в Вашингтон 50 нарядов из коллекции Ballet Russe.
Васильев также является автором книги "Красота в изгнании", на первых страницах которой он рассказывает о балетном импресарио Сергее Дягилеве и созданной им труппе. В книге говорится о том, как потрясающее чувство стиля Дягилева и его увлечение восточной культурой и античностью помогли ему покорить публику во всех уголках земного шара.
Свой первый наряд Васильев купил, когда ему было 16 лет. Сегодня его коллекция насчитывает около 10 000 костюмов и платьев.
Выставка советской моды
Выставка, проходящая сейчас в Москве под названием "Мода за железным занавесом", исследует феномен советского стиля, само название которого многие воспринимают как оксюморон. Обширная коллекция Васильева представляет собой ядро экспозиции, которая также включает в себя коллекции различных музеев. "Мы демонстрируем платья, сумочки и шляпки самых великих звезд Советского Союза", - сказал дизайнер. Одежда, представленная на выставке, ранее принадлежала таким известным артисткам, как Галина Уланова и Майя Плисецкая, Любовь Орлова, Валентина Серова и Людмила Гурченко.
"Какие-то из платьев были сшиты самостоятельно, какие-то - в Америке, а некоторые из нарядов попали в страну нелегально и были куплены на черном рынке или же были привезены моряками и гастролирующими артистами", - добавил Васильев.
Ирина Коротких, куратор выставки, проходящей в Государственном музее-заповеднике "Царицыно", прокомментировала экспозицию: "У той эпохи были очень противоречивые отношения с модой, которая была объявлена пережитком буржуазного прошлого. Сегодня трудно вообразить, чего стоило этим легендарным красавицам поддерживать имидж подлинных звезд своей непростой эпохи".
Александр Васильев знает о тех временах не понаслышке. Дизайн своей полюбившейся многим фотографам парижской квартиры и дачи в Вильнюсе он разработал сам, придав ему черты быта аристократии в изгнании. Мебель из бамбука, роскошные ткани, тяжелые шторы и старинные фолианты стали его данью памяти декадентской красоте и интерьерам былых дней.
Мать Александра Васильева славилась своей нежной красотой и выступала в Большом театре, а отец когда-то возглавлял художественное объединение. "Им нравилось то, чем я занимался, так что мне удалось собрать внушительную коллекцию", - вспоминает Васильев.
В 1982 г. Александр Васильев женился на француженке и переехал в Париж. Тогда ему было 23 года. Он остался в Париже, где вскоре примкнул к кругу российских эмигрантов. Александр до сих пор считает этот город своим домом - именно здесь он живет в перерывах между съемками телепрограммы.
Александр много лет тесно сотрудничает с французскими театрами в качестве декоратора. Он также создавал костюмы для постановок "Бале дю Нор", Национального балета Мексики и балетных труп Цинциннати и Лас-Вегаса. Однако большую часть его времени отнимает телевидение.
В одном из недавних выпусков "Модного приговора" снималась молодая мать, одетая в плохо сидящие джинсы и серую толстовку. Она с сомнением взглянула на Васильева поверх очков в роговой оправе и начала рассказывать о том, что она работает в кинокомпании и о том, как ей каждый день приходится подолгу проводить на улице, а после окончания трудовых будней возвращаться домой в маленькую квартирку в Москве, где ее ждут муж и маленький ребенок. К тому моменту, когда вся аудитория начала по-настоящему ей сопереживать, настроение у героини передачи уже стало улучшаться, и в скором времени она покинула студию с полным гардеробом вещей, получивших благословение Эвелины Хромченко - соведущей Александра Васильева и влиятельного редактора модных журналов. Этот выпуск шоу закончился на возвышенной ноте - призывом верить в мечту и возможность ее реализации.
"Я хочу помочь им стать более уверенными в себе и независимыми, - сказал Васильев. - Тогда их неудачи в личной жизни не будут вызваны их неумением одеваться".
Так же доступна английская версия статьи.