Когда 6 марта я прилетел в Болгарию, то "вся София" продолжала обсуждать выступление президента Р. Плевнелиева на торжествах по случаю Национального праздника республики. Произнося праздничную речь, посвященную Дню освобождения Болгарии от османского ига, он проявил чудеса политкорректности, и не упомянул ни турок, ни русских. То есть освобождение состоялось, но от кого и с чьей помощью сказано не было. Говорят, что вечером того же дня, 3 марта, на весьма узком приеме господин президент вспомнил и одних и других, - но в данном случае я пользуюсь слухами, что, наверное, не вполне прилично, когда пишешь о главе дружественного государства. Разумеется, картина современного мира качественно отличается от той, что была в ХIХ и даже ХХ веках, - но сегодня и Россия, и Европа, к примеру, отмечает 200-летие Отечественной войны с Наполеоном, что никак не отражается на отношениях России, Франции и Германии. Страны, участвовавшие во Второй мировой войне как непримиримые противники, сегодня являются стратегическими партнерами, от которых зависит политическая и экономическая устойчивость Европы и мира. Но реальное будущее можно строить только на основе реального прошлого.
Нельзя не понимать, что кроме политкорректности существует еще и историческая правда. А в случае российско-болгарских отношений она состоит в том, что благодаря героизму и ценой жизней русских солдат, офицеров и генералов, которые воевали вместе с болгарскими повстанцами, страна сумела обрести независимость спустя пятисотлетие чужеземного ига. И что именно после войны 1877-1878 годов Россию и Болгарию скрепили такие узы братства, которые парадоксальным образом не зависели от политической истории ХХ столетия. Вряд ли мы так уж часто вспоминаем, что и в Первую, и во Вторую мировую войны болгарское государство не было союзником ни Российской империи, ни СССР. Уверен, что подавляющее большинство российских граждан этого не помнит и не хочет знать. В российском сознании уже более полутора столетий существует образ близкой и дружественной, поистине братской Болгарии, сохранившей славянский язык и письменность в османской неволе во многом благодаря сестринской для РПЦ Болгарской православной церкви.
Последние двадцать лет межгосударственных отношений между нашими странами были весьма сложными. Определенная часть болгарской политической элиты доказывает свою европейскую и американскую ориентацию, занимая открыто антироссийские позиции. Для России в 90-е, да и в последующие годы, Болгария не была центром притяжения. Казалось, что лишь прагматические интересы сохранились не только в политической и экономической, но и человеческой повестке дня. Но мой опыт опровергает это расхожее суждение. Конечно, многое изменилось с середины семидесятых годов прошлого столетия, когда я начал открывать для себя Болгарию. Когда в начале нынешнего столетия, благодаря усилиям трезвомыслящих болгарских политиков был сделан определенный прорыв в российско-болгарских отношениях, стало ясно, что кроме политического и экономического прагматизма между нашими народами существует некая метафизическая связь. Я был свидетелем визита В.В. Путина в Болгарию в 2003 году, - софийские горожане были абсолютно искренни в проявлении своих дружеских чувств к России и ее президенту. Эти чувства никуда не исчезли по сей день.
Об этом мы говорили с Его Величеством С.Б. Саксен-Кобург-Готским спустя почти десять лет после того памятного визита, в мартовские дни 2012 года. И о том, что зигзаги наших политических отношений на протяжении последних ста пятидесяти лет не сумели изменить глубинного взаимного притяжения двух народов. Примечательно, что при всех переменах в образовательной системе Болгарии, которые определены ее членством в Европейском союзе, русский язык устойчиво занимает второе место во всех болгарских школах и вузах после английского. Его изучают 141 954 школьника, почти на 35 тысяч больше, чем немецкий, и более, чем на 100 000, чем французский. В Болгарии сохранились серьезные педагогические кадры, стройная система преподавания русского языка и литературы, о чем рассказывали болгарские руссисты, с которыми удалось встретиться в Городской библиотеке, где открыт центр фонда "Русский мир". Главное чего не хватает - полноценных связей с российскими учебными заведениями и доступного образования в России.
Мой старинный приятель Павел Васев, директор Народного театра имени Ивана Вазова не без гордости показал мне афишу "русского сезона". В день моего приезда состоялась премьера "Самоубийцы" Николая Эрдмана в постановке Александра Морфова, до нее М.Куркинский выпустил гоголевского "Ревизора", а Явор Гырдев поставил "Мотылек" П.Гладилина. В конце марта Юрий Бутусов выпустит "Утиную охоту" Вампилова, а затем последуют "Багровый остров" Булгакова (режиссер Стефан Москов) и "Идиот" Достоевского (режиссер Десислава Шпатова). При этом в репертуаре сохраняются первоклассные спектакли прошлых лет - "Вишневый сад" А.П. Чехова в постановке Крикора Азаряна и "Женитьба" Н. В. Гоголя, поставленная Николаем Петковым.
А сегодня министр культуры Болгарии известный скульптор Вежди Рашидов прилетит в Москву, чтобы подписать протокол с Министерством культуры России о проведении в 2012 году Дней духовной культуры Болгарии в нашей стране.
Ну разве для доказательства нашей привязанности друг другу нужны какие-то еще доказательства?