15.03.2012 00:20
Общество

Умерла звезда фильмов "Молодая гвардия" и "Женитьба Бальзаминова"

Умерла Людмила Шагалова
Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Столичный выпуск: №56 (5729)
Читать на сайте RG.RU

Мы легко забываем кумиров. Вот хохочем над старухой Бальзаминовой - по ТВ опять крутят шедевр Константина Воинова. Вот героическая Катя Синцова из "Верных друзей". Вот колоритная Хиония из "Приваловских миллионов". Мы привыкли, что актриса Шагалова всегда рядом. Но уж четверть века, как не появлялись ее новые роли, - мы и это принимаем как должное: все хорошее кончается.

Кончились роли, но не кончился человек. Актриса долго болела, почти ослепла, уже не могла увидеть правнучек. Старалась ни с кем не общаться. Смирилась с тем, что нестойкая слава - позади.

Шагалова не играла больших ролей и не вошла в число великих - но и актрисой второго плана ее не назовешь. Она была - заводная. В ее глазах - черти. Старуху Бальзаминову сыграла, когда ей и сорока еще не было. Ее сын по роли, Георгий Вицин, намного старше. Она скособочивалась, скрючивалась, глаза смотрят словно с печеного яблока, передвигалась мелко и быстро, как маленький пылесос. Гениальная работа, по ней можно изучать мастерство характерной актрисы.

Людмила Шагалова родилась в городке Рогачеве в семье военного. В пять лет отца перевели в Москву, где она в 14 лет дебютировала в кино у Якова Протазанова в "Семиклассниках". После войны поступила в знаменитую вгиковскую мастерскую Герасимова и Макаровой, откуда вышла половина звезд нашего кино. В 1948 году весь свой курс мастер занял в фильме "Молодая гвардия" - Шагаловой досталась роль Вали Борц. Фильм стал культовым, его молодые актеры - знаменитыми, студентка Шагалова была удостоена Сталинской премии. А потом заводную девушку стали снимать в ролях небольших, но важных: она воплощала не столько характер, сколько тип. Пытливый, принципиальный, либо легкомысленный. Играла вздорных профессорских дочек  ("Дело № 306"), но, как правило, играла хорошее. И так верила в своих героинь, что все равно запоминалась. Наверное, только это помогло ей остаться на плаву в кино, где требовались исключительно ее кудри, улыбка и азарт. Она из тех убежденных последователей русской психологической школы, которые могли и в роли пятого гриба справа сфантазировать его биографию и мотивации.

Успех пришел к ней в фильме Валерия Ускова и Владимира Краснопольского "Самый медленный поезд": она сыграла свою коллегу - певичку, которая возвращалась из освобожденного города в тыл. Это была одна из ее первых драматических ролей, где ей удалось передать упрямое желание своей героини в затрапезном треухе при любых обстоятельствах оставаться женщиной.

И наконец, "Женитьба Бальзаминова" открыла масштаб дарования феерически талантливой артистки. Читатели журнала "Советский экран" назвали ее актрисой года. Константин Воинов взял ее в свою команду, и она сыграла Зяблову в "Дядюшкином сне", потом бравурную  мадемуазель Бонкур в "Рудине", соседку в комедии "Дача".

На счету актрисы более полусотни фильмов. Большинство - не запомнилось. Запомнилась Людмила Шагалова. Она всей своей жизнью доказала, что талант может иметь самостоятельную ценность - независимо от того, в какой степени ему позволили реализоваться.

Утраты