15.03.2012 00:06
Культура

Жюри "Золотой маски" определили победителей проекта "Новая пьеса"

"Золотая маска" продолжает поиски новой реальности
Текст:  Алена Карась
Российская газета - Федеральный выпуск: №56 (5729)
Читать на сайте RG.RU

Проект "Новая пьеса" в рамках фестиваля "Золотая маска" завершился вручением премии, которую ее организаторы назвали "Конкурс конкурсов". Прочитав десять пьес, объявленных лучшими в других драматургических конкурсах России, жюри премии (издатель Борис Куприянов, режиссеры Константин Богомолов и Александр Расторгуев, критики Алена Солнцева и Дмитрий Ренанский), не сговариваясь, назвали лучшей пьесу Павла Пряжко (Минск) "Злая девушка", отдав второй голос пьесе Натальи Ворожбит (Киев) "Вий. Докудрама".

Еще одна пьеса Павла Пряжко "Хозяин кофейни" была показана в рамках "Новой пьесы" в московском клубе "Марс". Сделанная на основе реальной переписки минского драматурга, одного из самых значительных протагонистов современной российской сцены, и молодого режиссера Дмитрия Волкострелова, стремительно прорвавшегося к аванпостам театрального фронта, она начинается с попытки сказать "спасибо" Ивану Вырыпаеву, поставившему когда-то пьесу Пряжко "Трусы". Утонченная по интеллектуальной и эмоциональной рефлексии попытка сказать "спасибо" начинается с обсуждения искренности самого акта высказывания, независимо от того, совершается ли оно публично или приватно. Не случайно появляется здесь и фигура Евгения Гришковца, связанного с явлением новой искренности. Но уже через несколько оборотов речи (о том, кто ее осуществляет, скажем через абзац) возникают иные смысловые потоки. Вслушивание в смысл разных социальных и культурных сознаний, дискурсов, торопливая и задыхающаяся речь, не желающая утратить ни одного из нюансов мысли/чувства, транслирует вовсе не искренность говорящего, но интеллектуальную доблесть самоопределения в распадающейся на кванты реальности.

Огромный "амбар" московского центра дизайна превратили в магическую среду

И здесь важен тот театральный фокус, который осуществляет режиссер. Он предлагает своему однокурснику по мастерской Льва Додина актеру Ивану Николаеву стать на час самим Пряжко, документально зафиксировать его способ мыслить и говорить. Типичный "ботаник" - немного смущенный и одержимый - он разворачивает перед расслабленными посетителями кофейни парад интеллектуальных, мыслительных "аттракционов", и зал завороженно следит за ним. Собственно, взаимоотношения говорящего с чужой, записанной речью, характер "присвоения" этой чуждой рефлексии и способность сделать зазор неразличимым (неслучайно зрители спрашивали, выходя, не есть ли это сам автор) - становится центральным моментом спектакля "Хозяин кофейни". Размещенные как бы внутри самой мысли/речи, мы становимся свидетелями текущего времени, а событием оказывается акт идентификации себя в анонимном пространстве.

Проблема именования себя в анонимном мире стала центральной и в спектакле "Пустошь" по пьесе Анны Яблонской, поставленной в эстонском театре "R.A.A.A.M." Маратом Гацаловым. В его центре оказалось пространство - акустическое и визуальное. Художник Ксения Перетрухина и композитор Дмитрий Власик превратили огромный "амбар" московского центра дизайна ARTPLAY в магическую среду. Рассаженные в амфитеатре поодиночке, диагональю к условной рампе зрители потеряли свою привычную позицию, зависли в гулком пространстве, со всех сторон было оккупированном звуками и движениями. История безработного Геннадия, недавно вернувшегося с войны, вообразившего себя римским легионером (его прекрасно играет Маргус Прангель), становится в полной мере психоделической и интеллектуальной одновременно. Вместе с его перепуганной насмерть женой (Элина Рейнольд), подвешенные в странном пространственном и акустическом мире, который звучит неведомыми голосами и звуками (падают монетки, крыша ворожит звуками etc), мы в какой-то момент сами задаемся вопросом: а что, если и наша идентификация недостаточна? А что, если и в ней есть место римскому легионеру? В финале московского спектакля голый "легионер" срывает с окон черный целлофан и бежит за окна - туда, где открылся вдруг дивный вид на Яузу и Андроников монастырь, оставив нас с пугающим вопросом: кто мы?

Драматический театр Москва Столица