15.03.2012 00:23
Происшествия

Участницам Pussy Riot грозит до семи лет тюрьмы

Pussy Riot будут судить за групповое хулиганство
Текст:  Игорь Елисеев
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №57 (5730)
Читать на сайте RG.RU

Участницам панк-группы Pussy Riot Надежде Толоконниковой и Марии Алехиной грозит до 7 лет - такой максимальный срок по предъявленной им статье за групповое хулиганство.

Арестованные утверждают, что не участвовали в "панк-молебне" и объявили голодовку. Адвокат Алехиной Николай Полозов напомнил, что у девушек есть дети (у Толоконниковой - 4-летняя дочка, у Алехиной - 5-летний сын), потому, по его мнению, содержание их под стражей неоправданно. Но в среду суд признал арест законным и оставил задержанных под стражей до 24 апреля, отклонив предложения Полозова отпустить их под подписку о невыезде, домашний арест или залог в 100 тыс. рублей.

Голодовку девушки прекратили, объяснив это тем, что эта их акция "не привлекла внимания общественности".

Толоконникову и Алехину арестовали 3 марта на 1,5 месяца. Обе жалуются на сокамерниц: Толоконникова (псевдоним - Толокно) говорит, что вместе с ней в камере сидят мошенница и наркодилер. Алехина утверждает, что не находит общего языка с сокамерницами, и требует, чтобы им, как голодающим, предоставили отдельную камеру.

Арест помешал Толоконниковой - активистке протестного движения - прийти на митинг на Новом Арбате 10 марта и выступить перед собравшимися, как она это сделала на Болотной 10 декабря. Вместо нее это сделал адвокат Полозов. "Девочки пели "Богородица, Путина прогони", и Путин на них обиделся", - сообщил он. И под свист и рев толпы потребовал: "Свободу политзаключенным!".

Вообще девушки в "болотной" среде пользуются немалым авторитетом: одним из адвокатов Толоконниковой стал член политсовета движения "Солидарность" Марк Фейгин, в пикеты в их защиту встали Алексей Навальный и Борис Немцов. Отправились бы эти "столпы демократии" защищать обычных "глупых и несмышленых" девчонок с улицы?

Группа Pussy Riot (на русском звучит как "Пусси Райот") создана летом 2011 года. Второе слово в названии переводится как "бунт", первое лучше не переводить. Во всяком случае, самый мягкий его вариант - "киски" - никакого отношения к кошкам не имеет. Активистки говорят, что борются за экологию (фото Толоконниковой с главной защитницей Химкинского леса Чириковой и музыкантом Шевчуком сегодня гуляет по Интернету). И за права ЛГБТК - эта аббревиатура означает "лесбиянки, геи, бисексуалы, трансгендеры, квир" (от англ. queer - "иные"). Во время выступлений надевают маски, используют псевдонимы: Балаклава, Вожжа, Гараджа, Манько, Похлебка, Терминатор, Тюря, Шайба и др.

По оценке музыкальных экспертов, стиль и форму заимствовали у американских и британских панк-групп. Но в отличие от западных панков, наши всегда для выступлений выбирают только несанкционированные площадки: Красную площадь, метро, крышу троллейбуса, витрину магазина. Одежду, по собственному признанию, воруют в бутиках, продукты - в супермаркетах. Характерно для них и пренебрежение к нормам морали, когда групповой половой акт в музее снимается на видеокамеру.

Примечательно, что ни за один из подобных "перфомансов" девушки наказания не понесли. И теперь вновь звучат призывы простить их, "проявив христианское милосердие". "Они не совершали кощунственных действий или вандализма. Они совершали панк-молитву. Может, не всем нравится, в какой форме это прошло, однако сами представители РПЦ говорят, что каждый молится, как умеет", - оправдывает подзащитных адвокат Толоконниковой Виолетта Волкова.

В защиту арестанток в России и за границей прошли акции, в Интернете объявили сбор подписей.

"Несколько дней назад в Великом Устюге была страшная трагедия: мужчина ворвался в храм и стал рубить иконы топором. 30 икон пострадало, одна из них - икона XVII века - исчезла навсегда. Большого информационного скандала из этого не получилось - с самого начала ведь было понятно, что это психически ненормальный человек, и его можно только жалеть. Но в данном случае встает вопрос о том, почему многие люди готовы аплодировать этой акции в храме? - задается вопросом протодиакон Андрей Кураев. - Одно дело - то, что там произошло, другое - то, что какие-то блогеры, некоторые российские и зарубежные массмедиа пробуют сказать, что это нормально - это их свобода самовыражения, это их политический протест; в том, что они сделали - нет ничего морально предосудительного. Это напрягает, потому что мы видим, что в мире набирает силу идеология, радикально враждебная по отношению к христианству и к традиционным религиям в целом".

Как считает председатель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества РПЦ Всеволод Чаплин, девушки бросили "хамский, наглый и агрессивный" вызов православным, но "уступать давлению агрессивной группы, бьющей сейчас на жалость, Церковь не намерена".

- Найдут силы измениться, признать свою неправоту и больше никогда не совершать ничего подобного - простит их Господь, проявит милосердие и церковь, - заявил он. - Надеюсь, не останется к этому без внимания и государство.

Однако никакого раскаяния до сих пор не прозвучало - ни от самих девушек, ни от их "рассерженных" защитников.

Следствие Москва Столица