16.03.2012 00:19
Спорт

Виталий Петров: Интересно было бы выступить в паре с Алонсо

Российский пилот "Формулы-1" Виталий Петров болеет за "Зенит" и "Барселону" и старается не нарушать правила на дороге
Текст:  Илья Соболев (Санкт-Петербург)
Российская газета - Федеральный выпуск: №58 (5731)
Читать на сайте RG.RU

Уже в воскресенье на трассе "Альберт-Парк", что в австралийском Мельбурне, стартует 63-й сезон "Формулы-1". К счастью для российских автолюбителей - не без нашего гонщика: в середине февраля практически в последний момент Виталий Петров подписал контракт с конюшней "Кэтерхэм". Определившись со своим будущим, российский пилот с головой ушел в работу с новой командой. По словам его менеджера Оксаны Косаченко, времени не было даже на специальную пресс-конференцию. Вот почему краткосрочный приезд Петрова в Петербург, где он представлял тест-шины одного крупного производителя, вызвал настоящий ажиотаж: пообщаться с пилотом изъявили желание порядка 15 изданий. Корреспондент "РГ", попытавшись уйти от поднадоевших Петрову гоночных вопросов, выяснил, за кого болеет Виталий в футболе, в каком кино он хотел бы сняться и какой должна быть идеальная жена пилота "Формулы-1".

От Петербурга до твоего родного Выборга всего каких-то сто с небольшим километров. Удалось заглянуть домой?

Виталий Петров: Да, прилетели и сразу туда. Заехал домой, поиграл в хоккей. Мне повезло, тогда еще был мороз, лед. И мы такие, в хоккейной форме, все как полагается. Потом в баньке освежился…

А с кем играл в хоккей?

Виталий Петров: У нас есть команда, "Фаворит" называется. Мы, правда, играли не с кем-то, а между собой, по одной пятерке в каждой команде.

Ты на какой позиции?

Виталий Петров: Слушай, где придется. Старался везде успевать.

Что, и на воротах стоял?

Виталий Петров: Не-не-не, какие ворота… (смеется).

Прошел год с тех пор, как ты перебрался из Испании в английский Оксфордшир. Правда, что поначалу тамошний образ жизни тебя несколько тяготил? И как обстоят с этим дела сейчас?

Виталий Петров: Не то чтобы тяготил... Просто до этого я жил всегда в тепле, на море, тренировался на море. Так-то я только рад, что в Англию переехал. Во-первых, это практика английского языка, во-вторых, там у меня больше возможностей сходить в кино или театр, общаться и знакомиться с людьми. В Испании с этим все сложнее, хотя бы потому, что ты обязан знать испанский язык: на любом другом языке, в том числе английском, там не любят изъясняться категорически.

Но ты испанский, конечно же, выучил.

Виталий Петров: Это как сказать. Знаю только хорошие и плохие слова (улыбается). Вообще мне нравится французский, но он очень сложный. Думаю, если и буду учить язык, то все-таки испанский. Тем более что он в ходу во всем мире.

Если в Англии ты провел уже год, то в новой команде твое пребывание исчисляется всего месяцем. Уже успел почувствовать себя своим?

Виталий Петров: Процесс идет: я даже еще не всех в команде знаю. Знаю гоночную бригаду, но вот, допустим, с теми, кто работает на базе, познакомиться пока не успел. Но в принципе внутри команды уже чувствую себя комфортно.

В чем специфика работы в "Кэтерхэме", если сравнивать с той конюшней, за которую ты выступал раньше?

Виталий Петров: Специфика, конечно, присутствует. Та команда сама по себе больше. В ней элементарно больше людей, которые больше знают, у них уже четко все расписано. Здесь тоже все расписано, но меньше народу, здесь знают чуть меньше. Те уже 25 лет в "Формуле-1", а эти только второй год и учатся на собственных ошибках. Имеют место разные подходы к делу. Мне чуть больше приходится вникать, объяснять, но для меня это не проблема.

Твой новый напарник Хейкки Ковалайнен заявил, что у вас будет соперничество, по итогам которого он планирует выйти победителем. Как относишься к подобным высказываниям?

Виталий Петров: А что, Хейкки все правильно говорит. Возможно, это не всегда проговаривается, но, вне сомнения, в любой  команде самая первая борьба - это борьба между гонщиками. Люди всегда смотрят, кто в команде быстрее, кто впереди своего напарника.

Говорят, что у вас похожие характеры…

Виталий Петров: Ничего подобного, мы абсолютно разные. О Хейкки могу сказать, что он очень быстрый и опытный пилот и в "Формуле" гораздо дольше меня, а значит, больше знает. На тестах было очень легко с ним общаться, совместно адаптировать машину. От первого знакомства - только позитивные впечатления.

Если помечтать, с кем бы ты хотел оказаться в паре?

Виталий Петров: Мне очень интересно посмотреть, как ездят Алонсо и Хэмилтон. Почему они? Хэмилтон умеет выжимать из машины максимум. Мне это нравится. По сравнению с другими гонщиками, у него своеобразный стиль пилотирования. Я же знаю его, я работал с Марком Слейдом, который в свою очередь работал с Хэмилтоном. У него свои технологии торможения, очень интересно было бы посмотреть на это изнутри. Ах да, с Феттелем тоже было бы любопытно. Что тут сказать: на идеальной машине Себастьян проезжает идеальные круги.

Еще не будучи пилотом "Формулы-1", ты как-то обмолвился, что успехи Хэмилтона во много обусловлены тем, что он оказался в нужный момент в нужном месте. У тебя такой момент был?

Виталий Петров: Нет, конечно. У Льюиса была сразу команда-победитель. Он всегда был на виду, попадал на подиум, а мне для этого потребовался целый год. Сейчас мы оказались чуть ниже в пелотоне. Это не то чтобы шаг назад. Возможно, это шаг назад в плане завоевания очков или борьбы за титул, зато я получил возможность для спортивного роста.

Алонсо недавно заявил, что скорее закончит карьеру, нежели станет рента-драйвером (гонщиком, который приносит спонсорское финансирование в обмен на место в команде - прим. И.С.). Не очень корректное высказывание по отношению ко многим пилотам, как думаешь?

Виталий Петров: Это его мнение, пусть говорит все, что хочет. За него тоже платят огромные деньги, просто он об этом не говорит. И я не буду, поскольку не знаю всей ситуации изнутри. Я думаю, что за каждого гонщика так или иначе платили, каждый пилот приносил тот или иной спонсорский пакет. В общем, не буду я это дело обсуждать. Мы знаем, как обстоят дела у нас, и в принципе все идет по плану.

Ты неоднократно говорил, что тренировался всю зиму. Неужели у тебя совсем не было каникул?

Виталий Петров: Каникулы, наоборот, были: декабрь, январь. Что касается тренировок, на них психологически трудно было настраиваться, не имея на руках контракта.

Где отдыхал, если не секрет?

Виталий Петров: Я был дома, в Выборге. Планировал куда-нибудь слетать, отдохнуть, но из-за контракта все сорвалось. Я не мог уехать из России, потому что нам надо было ходить то к одному спонсору, то к другому.

На хобби время остается?

Виталий Петров: Да, конечно. Мои хобби - сплошь спортивные: катания на квадроциклах, снегоходах. В футбол постоянно играем. В карты можно.

Культурную жизнь ведешь? В театры, кино ходишь?

Виталий Петров: А как же. Вот сегодня иду. На фильм "Значит, война". Давно о нем слышал, специально не пошел на него в Англии, чтобы здесь сходить. Говорят, интересная комедия. У меня уже и родители на нее сходили, посмеялись. Я вообще киноман, люблю фильмы смотреть, актеров.

В 2011 году в мультфильме "Тачки-2" ты озвучил самого себя. Не жаль, что у твоего героя было всего две фразы?

Виталий Петров: Наоборот, для нас это была большая честь. Спасибо тем, кто дал нам такую возможность. Надеюсь, в будущем еще что-нибудь подвернется.

А вообще хотел бы сняться в кино?

Виталий Петров: Да я бы не против, но нет природных данных. И еще такой момент, понимаешь, я раздражаюсь, когда мне указывают, что нужно делать. А на съемках все ведь именно так. И потом, там нужно кричать, говорить, а я не люблю свой голос.

Может тогда лучше сделать фильм о тебе?

Виталий Петров: Я пока не заслужил.

Давай помечтаем, что уже заслужил. В каком жанре должна быть картина о тебе? Психологический триллер?

Виталий Петров: Не, ты что. Я люблю документальное кино. Вот недавно фильм "Сцена" сняли, шикарная вещь.

Что из последнего запомнилось в театре?

Виталий Петров: Спектакль… не помню название, с Певцовым. Там в конце, - а играют только мужики - все голые. Я не хотел идти, если честно. Сначала почти заснул. Но минут через десять проснулся. И мне понравилось. Все два-три часа прошли на одном дыхании.

В юности ты занимался боевыми искусствами. Помнишь, когда в последний раз выходил на татами?

Виталий Петров: Ой, давно это было. Но я всегда разминаюсь перед тренировками. Надеваю перчатки и к груше. Во-первых, бодрюсь, во-вторых, разогреваю мышцы, ну и отрабатываю упражнения на реакцию.

Хозяин твоей новой команды Тони Фернандес является владельцем футбольного клуба "Куинз Парк Рейнджерс"…

Виталий Петров: Я в курсе. Собственно, наша первая встреча с Тони состоялась на "Лофтус Роуд" (домашняя арена "КПР"  - прим. И.С.), где мы вместе смотрели футбол. Если будет возможность, я обязательно загляну к команде на тренировку. Посмотреть, а может, и потренироваться, если никто не будет возражать (смеется). Я люблю футбол. Болею за "Барселону", много раз ходил на "Камп Ноу". Люблю болеть за "Зенит", да и вообще за Россию и российские клубы, пусть это будет хоть ЦСКА, хоть "Спартак".

Говорят, Фернандес вместе с Ковалайненом то и дело гоняют в гольф. Тебя на бой не вызывали?

Виталий Петров: Да у них о гольфе все разговоры. Хейкки, как только есть возможность, бежит играть и меня зовет. У меня, конечно, были тренировки, но ими все и ограничилось. Я никогда не проходил все эти лунки, дистанцию. Говорю ему, что готов посостязаться в любом виде спорта, кроме гольфа (улыбается).

Как относишься к такому развлечению, как уличные гонки? Стритрейсеров уважаешь?

Виталий Петров: В принципе я положительно отношусь к стритрейсерам, но на закрытом пространстве. Пожалуйста, приезжайте на крутых тачках и гоняйте по прямой, кто быстрей. Хотя это, наверно, уже драг-рейсинг, да? Что касается гонщиков на улицах, по-моему, это глупо. Что-то из серии у кого больше яйца: кто сможет проехать на красный свет и не убрать ногу с газа. К чему такие заигрывания с удачей? Зачем подвергать опасности простых людей? Короче, я категорически против.

Сам правила нарушал?

Виталий Петров: Все мы грешны. Бывало, что спешишь в аэропорт и... ну понимаешь.

И тебя не узнают?

Виталий Петров: А я, когда на гонки еду, пользуюсь услугами водителя. Если что, все шишки ему, а я не при чем (смеется). Но вообще я же в Европе живу, а там, сам знаешь, какой контроль: на каждого человека по камере. Так что уже привык быть осторожным.

Всю зиму ты провел в подвешенном состоянии. Сильно напрягало понимание того, что можешь остаться без "Формулы-1"?

Виталий Петров: Это напрягает, конечно. Но у нас фактически все три сезона были в подвешенном состоянии. Мы всегда подписывали контракт поздно. Разумеется, хочется заключить один контракт на три года и забыть, чтобы не было всей этой головной боли. Знаешь, что тебе надо распределить силы на три года и спокойно тренируешься. А так постоянный стресс, бесконечные звонки друг другу каждый день...

А когда ты впервые стал мечтать о попадании в "Королевские гонки"?

Виталий Петров: Слушай, я не то чтобы не мечтал, я просто знал, что в "Формулу-1" можно попасть, только показав хороший результат в GP2. Я не думал о "Формуле": просто понимал, что 2009 год будет решающем, что если мы хорошо выступим, то можем попасть в "Ф-1". Я как-то так настроился, и все вокруг было так правильно сделано, что я начал показывать результат. До сих пор жалею, что у нас в тот год было много механических проблем. Блин, мы должны были выигрывать тот чемпионат!

То есть в 17 лет, когда ты начал заниматься автоспортом, мыслей о "Формуле-1" вообще не было?

Виталий Петров: Да какой там. Я даже не знал, что такое "Формула-1". Ездил только в кузовах и понятия не имел об открытых колесах и вообще.

Зато теперь ты, конечно, освоился, трассы любимые появились, наверное…

Виталий Петров: Знаешь, очень приятно приезжать абсолютно на все трассы. Где-то что-то я знаю получше, какие-то секреты, но это мелочи.

Твое пребывание в предыдущей команде Оксана Косаченко сравнила со студенческой учебой. Ты по-прежнему студент?

Виталий Петров: Всегда и во всем переходишь на новый уровень: можно ведь и на второй курс перейти и на третий. На каком я? Трудно сказать. "Формула-1", она такая гибкая. Все время появляются какие-то новые технологии, и ты снова вынужден учиться пользоваться ими. Первые два года я вообще был как в тумане и мало что понимал.

Наверняка ты слышал, что знаменитая биатлонистка Магдалена Нойнер решила закончить карьеру. Говорит, что устала жить по графику. А тебе как будто жесткий график даже нравится.

Виталий Петров: Он никому не нравится. Ну вот взять те же интервью, эту необходимость отвечать на одни и те же вопросы по десять раз. И я не железный: рано или поздно мое терпение, наверно, кончится. Что касается Нойнер, она свои амбиции удовлетворила, так что вправе теперь поступать, как хочет.

Еще говорят, что пилоты "Формулы" сидят на жесткой диете.

Виталий Петров: Это кто как. Алонсо всегда кушает десерт, перед тем как сесть в болид.

А что кушает Виталий Петров?

Виталий Петров: Скажу так: во время уикенда я ем то, что дает мне силу перед гонкой. То есть, макароны, курицу или овощи. Естественно, исключается мясо, поскольку от него тяжесть.

Нынче у спортсменов принято заводить аккаунты в соцсетях. У тебя вот тоже "твиттер" есть. Как в принципе относишься к этому явлению?

Виталий Петров: "Твиттер" - это популярность. Люди хотят знать, где ты находишься, что делаешь. Приходится об этом писать. Хотя раньше без всех этих штук обходились, и никто не умирал.

По-твоему, ты открытый или закрытый человек?

Виталий Петров: Смотря в чем. Пытаюсь все рассказать. Но если о чем-то говорить не хочется, говорю в лоб: это я обсуждать не буду, это личное.

А у меня как раз вопрос из разряда личных. Читая твой "твиттер", обнаружил фразу "Любовь спасет мир"…

Виталий Петров: Не-не, об этом говорить не буду (смеется).

Ну а все-таки. Как ты понимаешь эти слова?

Виталий Петров: (Долго молчит). Слушай. Мне кажется, надо больше улыбаться, с любовью относиться к тому, что делаешь. Даже если тебе гадят и врут, надо просто улыбнуться: дескать, ну и ладно.

В "Формуле-1", наверно, непросто следовать такому принципу…

Виталий Петров: В 2011 году было очень тяжело. Читал всю эту критику и реагировал агрессивно. В этом году наплевать, что будут говорить. Буду улыбаться и говорить: спасибо.

Продолжим разговор о любви. Насколько вообще реально, будучи пилотом "Ф-1", завести и сохранять серьезные отношения?

Виталий Петров: Тут главное, чтобы жена понимала, чем ты занимаешься. Чтобы в уикенды, когда ты летаешь на гонку, она не приставала, типа, мне срочно нужна кофточка или шуба. Если тебе надо ложиться в десять, то и она должна ложиться в десять. Но это во время уикенда. Думаю, остальной недели достаточно, чтобы отплатить жене за поддержку.

Такие самоотверженные девушки бывают?

Виталий Петров: Думаю, да.

Одна из таких, наверняка, есть на примете и у Виталия Петрова…

Виталий Петров: Кто-то может быть и есть (улыбается). Посмотрим.

Напоследок вернемся к "Формуле-1". Помнится, в прошлом году на Гран-при Австралии ты выступил блестяще, став третьим. Можем мы рассчитывать на подобный успех в воскресенье?

Виталий Петров: Забудьте (смеется). Все, кто следит за "Формулой", понимают, что сейчас нам будет очень сложно бороться с теми, кто впереди. Но у нас есть цель. У команды есть желание. Надеюсь, к концу сезона мы сможем кого-нибудь опередить.

Формула-1