15.03.2012 00:49
Экономика

Алексей Улюкаев: Такого низкого курса евро не было уже полтора года

Первый зампред Центробанка Алексей Улюкаев рассказал, в какой валюте лучше хранить сбережения
Текст:  Елена Кукол
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №57 (5730)
Читать на сайте RG.RU

Для надежности сбережения лучше равномерно распределить между рублем, долларом и евро, советует первый зампред Центробанка Алексей Улюкаев. Но доля рубля должна быть "существенно больше 50%".

На "Деловом завтраке" в "РГ" мы также обсудили, что будет с курсом рубля, когда его отпустят в свободное плавание, и надо ли следить за ценами на нефть, решая судьбу своих банковских вкладов.

Главное - не суетиться

Рубль с начала года активно укрепляется. Такого низкого курса евро не было уже полтора года, а доллар не снижался до нынешней отметки полгода. Что же дальше?

Алексей Улюкаев прогнозирует, что в первой половине года у рубля будет больше шансов, чтобы укрепляться, а потом возможно его небольшое ослабление. Курс евро будет еще долго то расти, то падать. Но худшее для еврозоны, считает он, уже позади, замечая при этом, что избыточный интерес у граждан к курсу валюты - это некая фобия, причиной которой была сохранявшаяся на протяжении долгого времени высокая инфляция. Риски хранения средств в рублях были слишком велики, и потому люди так много внимания уделяли курсу доллара и евро. Но в целом это неправильно, считает Улюкаев. Это вызывает стандартную поведенческую ошибку - менять структуру своих активов из рубля в доллар, из доллара в евро и так далее, ожидая, что таким образом вы раньше рынка поймаете тенденцию.

"Но, поверьте мне, - говорит Улюкаев, - вы никогда этого не сделаете, если у вас нет специальных знаний и опыта. И будете покупать, когда надо продавать и продавать, когда надо покупать".

Рубли, доллары или евро - вот в чем вопрос

"Это зависит от того, сколько у вас денег, - предупреждает Улюкаев. - Если у вас нет специально создаваемых сбережений и ваши накопления - просто разница между текущими доходами и расходами, лучше хранить в том, в чем получаете доход, чтобы не терять на конвертации. Если вы предполагаете ехать на учебу, на лечение, просто отдыхать за границу, делайте накопления в той валюте, которую собираетесь тратить".

Другой расклад, если вы являетесь обладателем больших средств или откладываете средства на "счастливую старость". Тогда вам стоит руководствоваться стандартной триадой - доходность, надежность и ликвидность. Чтобы была надежность, нужно равномерно распределить средства между рублем, долларом и евро. "Доля рубля, с моей точки зрения, - советует первый зампред ЦБ, - должна быть существенно больше 50%. Между долларом и евро может быть баланс. По глобальным валютам исторически низкие ставки, потому большой доходности не будет. Но если ситуация изменится, можно потратить часть времени для изучения ситуации, посмотреть, какие ставки в тех странах, которые эмитируют эти валюты. И, возможно, изменить соотношение".

Не опасно ли сейчас евро?

Здесь уже каждый должен решать сам. Улюкаев лишь предупреждает, что колебания курса европейской валюты это "очень надолго". "Однако считаю, - говорит он, - что самое худшее для еврозоны позади. Я никогда не верил в катастрофические прогнозы, всегда публично говорил, что развала зоны евро не будет. Со второй половины года, думаю, Европа выйдет на траекторию невысокого, но довольно устойчивого экономического роста. И евро будет себя чувствовать вполне уверенно".

Нефть рулит валютой?

Цена на нефть сегодня выше 120 долларов. Но есть опасения, что она упадет. И многие уверены, что в такой ситуации надо срочно покупать доллары и евро. Насколько все-таки валютные колебания зависят от цены на нефть?

"В высокой степени, но не полностью, - считает Улюкаев. - Цена на нефть - весомый фактор, но не подавляющий. Просто он легче для восприятия. Но я бы не переоценивал его влияние".

Цена на нефть, как и на другие товарные активы, сильно подвержена колебаниям. И во многом зависит от политического фактора. "Сейчас, скажем, играют роль события в Сирии, Иране, - напоминает Улюкаев. - И такие политические, а часто еще и коммерческие новости, которые сильно давят на рынок, есть практически всегда. Сегодня всем аналитикам кажется, что цена барреля будет около 200 долларов, а через две недели они дружно говорят: да ничего подобного, упадет до 80 долларов. Я вообще не верю в возможность прогнозирования цены на нефть. Надо брать за основу сегодняшнюю цену и исходить из того, что весьма вероятно, она такой и останется. Шансы, что цена будет выше, равны шансам, что она будет ниже".

В свободном полете

Через два года Центробанк может отпустить рубль в "свободное плавание". Нет опасности, что колебания курса будут большими?

"Нам приходится слышать такие опасения, - не скрывает Улюкаев. - Но что интересно, большая свобода, на самом деле, может означать не большую, а меньшую волатильность (колебания) курса. Казалось бы, сейчас мы даем рублю свободу ходить по коридору и вверх, и вниз. А он все равно жмется к его середине. И если посмотреть на период пребывания курса рубля в нейтральном коридоре, когда мы не выходим на рынок, то это очень большое количество дней".

Наличка без запрета

Мы также обсудили обострившийся в последнее время вопрос ограничения расчетов наличными деньгами. В минфине сейчас обсуждают, как это можно сделать без ущерба для людей и экономики. Улюкаев тоже согласен, что в России нужно увеличивать долю расчета безналичными деньгами.

"Это можно делать через различные ограничения, - рассуждает он. - А можно - стимулируя такие расчеты через развитие соответствующих информационных технологий, терминалов, через вытеснение из наличного оборота средств, которые находятся, например, в теневом обороте. Второй путь, конечно, сложнее. Но предпочтительнее. Это ведь только кажется, что проблему можно решить запретом. На самом деле, просто увеличится плата за риск тем, кто занимается обналичкой. Доходность такого бизнеса будет повышена".

Кстати, в Мексике, в Аргентине, в Бразилии, привел пример Улюкаев, смогли в разы увеличить долю безналичных денег не за счет того, что они запрещали расчеты наличными, а через систему стимулов.

Валютный рынок Центральный банк