Минтранс предлагает ввести штрафы для "зайцев" на всех видах пассажирского транспорта, в том числе в метро. И даже в маршрутных такси, где пока билеты выдают крайне редко.
В то же время надо ужесточить штрафные санкции к недобросовестным перевозчикам, предложил вчера министр транспорта Игорь Левитин.
Его поддержал глава Ространснадзора Александр Касьянов, уточнив, что штраф должен быть соизмерим с прибылью компании.
Он привел в пример катастрофу с теплоходом "Булгария", когда из-за нарушения условий лицензирования судно утонуло и погибли 122 человека. А суд оштрафовал владельцев теплохода всего на 50 тысяч рублей, хотя с пассажиров перед рейсом за билеты было получено 400 тысяч рублей. Государство же затратило на операцию по поднятию судна более полумиллиарда рублей, напомнил Касьянов. Прошлым летом Ространснадзор штрафовал не одну такую "Булгарию", но владельцы, заплатив мизерные штрафы, опять выходили в рейс.
Этот разговор состоялся вчера на расширенной коллегии Ространснадзора. Увеличение штрафов в десятки раз, считают в ведомстве, заставит владельцев компаний или обновлять парк и соблюдать все требования лицензирования, или уходить из бизнеса.
Минтранс уже подготовил законопроект по увеличению штрафов, в том числе за неисполнение в срок предписаний инспекторов Ространснадзора. Физическое лицо, по решению суда, может быть оштрафовано на сумму от 10 до 15 тысяч рублей. Юрлицо - от 50 до 70 тысяч рублей или дисквалифицировано на срок до трех лет. Индивидуальный предприниматель может лишиться от 700 тысяч до миллиона рублей. Или его деятельность может быть приостановлена на срок до трех месяцев. Игнорирование замечаний для юрлиц обойдется от 700 тысяч до миллиона рублей, предусмотрено также приостановление деятельности компании. Планируется штрафовать и за нарушение требований по проведению медицинского осмотра.
Кроме того, законопроект вводит новый состав правонарушений - осуществление коммерческой перевозки без навигаторов ГЛОНАСС. Напомним, что сроки оборудования навигаторами перенесены с этого года на 2013-й, и в ближайшее время планируется скорректировать лицензионные требования. Но со следующего года езда без навигатора обойдется от 30 до 50 тысяч рублей для юридического лица. Это при стоимости одного прибора в среднем в 12 тысяч рублей.
Для защиты рынка автомобильных перевозок минтранс предлагает ввести более высокие штрафы для иностранных компаний. Минимальная прибыль иностранных перевозчиков с одного договора фрахта международной автомобильной перевозки груза варьируется от 2 до 4 тысяч евро, штраф на водителя планируется повысить до 50-70 тысяч рублей для водителя, а для юрлица - до 300-400 тысяч рублей.
Что касается содержания транспортных средств в нормальном техническом состоянии, то здесь, по мнению Игоря Левитина, перевозчик должен отдавать себе отчет, что, покупая, например, некачественные вагоны, он может заплатить владельцу инфраструктуры хорошую неустойку, если в контракте не прописано возмещение ущерба со стороны производителя из-за брака. Иначе расходы лягут на него. Именно такая ситуация сложилась на железной дороге. По словам вице-президента РЖД Александра Тишанина, брак производителя очевиден, так как не было при крушении грузовых составов в последнее время ни перегруза, ни дефектов пути. По данным РЖД, только в прошлом году убытки от излома тележек вагонов составил 83 миллиона рублей. При этом руководитель Ространснадзора констатировал, что на Украине в прошлом году произошел всего один такой случай, а в Казахстане - пять. В России же - 24. Тишанин отметил, что в нашей стране перевозка грузов идет более интенсивно и поэтому случаев излома больше.
Ространснадзор будет внепланово проверять транспортные компании, где прибыль превыше технологической безопасности. Как отметил вчера на расширенной коллегии службы глава минтранса Игорь Левитин, инспекторы "должны жить в тех компаниях, где каждый год выявляются одни и те же проблемы".
При этом численность инспекторов никто увеличивать не собирается, наоборот, административная реформа предусматривает сокращение их численности. Тем временем в России сегодня примерно 10 миллионов транспортных средств в 600 тысячах предприятиях.