Ни один российский университет не вошел в мировой рейтинг лучших вузов World Reputation Rankings британской газеты The Times. Хотя в прошлом году в рейтинг были включены два ведущих российских вуза, носящих особый статус федеральных учебных заведений. Однако в Топ-400 российским образовательным флагманам досталась только вторая половина списка. МГУ занимал 276-300 строчки рейтинга. Известно, что при выставлении оценок эксперты учитывали способность вуза работать на развитие промышленности, уровень преподавания, научную деятельность, индекс цитирования научных работ университета, а также международную репутацию.
Руководитель Аналитической службы Российского Союза Ректоров Борис Деревягин:
- Поясню сразу, это репутационный рейтинг британского издания The Times Higher Education, построенный на основе результатов социологического экспертного опроса. THE опубликовал только первую сотню вузов, оцененных респондентами как наилучшие. Кто занимает дальнейшие позиции пока неизвестно. Качество образования в вузе не может за год сильно измениться, но отношение к вузу - может. Неизвестно, кто респонденты опроса, из каких они были стран. Может, были такие, на чьи ответы повлияла политическая ситуация в мире. Топ-50 рейтинга почти не изменился, за исключением МГУ. В рейтинге есть вузы Тихоокеанского региона, которые работают по англосаксонской модели, заточенной на прикладную науку. Там все риски образования несет сам студент: если он ошибся и выбрал не тот набор предметов, рискует потерять деньги. В наших вузах другая модель, которая досталась нам в наследство от СССР, когда институты дают прикладные знания, университеты - фундаментальные, а вузы имеют заказ от государства. Наша модель заточена на передачу знаний, а не на их производство. Что касается качества образования, то оно фактически не учитывается ни в одном рейтинге. Ни один рейтинг не учитывает, как учит университет. Это может быть измерено только на основе анализа изменения качества студентов по мере обучения, соотношения затрат на обучение студента и общественных дивидендов от его трудовой деятельности как выпускника.
Анатолий Торкунов, ректор МГИМО:
- Многие российские вузы не входят в мировые рейтинги ведущих университетов потому, что дорого приглашать зарубежных профессоров, а это важный критерий. Публикации на русском языке не учитываются. Такая же, кстати, ситуация, и в неанглоязычных европейских странах. Так, в общепризнанном рейтинге Quacquarelli Symonds лучший немецкий вуз, Гейдельберг, находится на 53-м месте, Барселонский университет впервые появляется лишь на 176-м месте. МГИМО в 2011 году вместе с еще тремя российскими вузами вошел в 400 лучших вузов мира, продвинувшись за год сразу на 200 позиций наверх - это самый быстрый рост в Центральной и Восточной Европе. В МГИМО сегодня используется система рейтингов преподавателей, основанная на анкетировании студентов. Мониторинг идет по всем магистерским программам и по большинству бакалаврских на 3-4-м курсах. Студенты оценивают самого преподавателя как лектора. В анкете есть, например, такие вопросы: "Вы считаете, что лекции проходили интересно? Насколько тщательно, по вашему мнению, преподаватель готовился к ним? Как много нового материала вы почерпнули из лекции? Повторяет ли курс тематику других курсов? Насколько объяснения преподавателя ясны для вас?" Кроме того, можно высказать замечания. Вопросы для иностранных групп несколько отличаются, поскольку речь идет о взрослых людях, которые уже отучились в зарубежных вузах и приехали к нам на магистерские или постдипломные программы. Сейчас, например, на программе Economics and politics Eurasia учатся 17 человек. Иностранцы более критичны, чем большинство российских студентов, но я считаю это абсолютно нормальным. Их комментарии: Very good!, Good classes!
Генеральный секретарь Российского Союза ректоров Ольга Каширина:
- Репутационный рейтинг THE отражает нарастающую отрицательную динамику участия России в глобальных образовательных процессах: к сожалению, при очень больших положительных сдвигах внутрироссийского развития вузов, на международной арене мы сдаем свои позиции. О нашем укреплении будет свидетельствовать присутствие в рейтинге не одного, а группы российских вузов-лидеров, пусть вначале и не на первых местах. Вопрос рейтингов - это вопрос российской международной политики, хотя это мое мнение разделяют далеко не все. Я считаю, что государство и общественные организации должны вместе начать системную работу по созданию российского глобального рейтинга.