16.03.2012 00:02
Культура

В Москву приехали театры из СНГ

Азербайджанские традиции, армянские эксперименты и белорусские современные притчи на "Золотой маске"
Текст:  Ирина Корнеева
Российская газета - Федеральный выпуск: №58 (5731)
Читать на сайте RG.RU

"Золотая маска" во внеконкурсной программе "Маска плюс" представит азербайджанский, белорусский, украинский и армянский театр.

Али и Нино

Гастроли Муниципального театра (Баку, Азербайджан) со спектаклем "Али и Нино" состоятся 18 марта в московском Театральном центре "На Страстном".

Молодой режиссер Эльвин Мирзоев, с чьим именем связывают большие надежды в современном азербайджанском театре, поставил национальный роман-эпопею, вышедший за подписью Курбана Саида, переведенный на тридцать три языка и выдержавший более ста изданий. Гастроли в Москве в рамках внеконкурсной программы "Золотой маски" "Маска плюс", конечно, не прольют свет на давний вопрос, не был ли это псевдоним и кто тогда настоящий автор текста: азербайджанский писатель и политик Юсиф Чеменземенли, сын бакинского нефтяного магната Лев Нуссинбаум или же вообще некая австрийская баронесса? (Последнее предположение возникло в связи с тем, что впервые произведение было опубликовано в Вене.) Однако они наверняка помогут еще раз сопережить азербайджанцу Али и грузинской девушке Нино, чья непростая история любви мусульманина и христианки проходит на фоне глобальных событий двадцатых годов прошлого столетия.

Москва - Петушки

Санкт-Петербургский Театр-фестиваль "Балтийский дом" 21 марта в Театре им. Моссовета покажет спектакль "Москва - Петушки".

Персонажа бессмертного произведения Венедикта Ерофеева, ставшего у нас чуть ли не главным национальным героем на все времена, в спектакле украинского режиссера Андрея Жолдака играет гениальный литовский някрошюсовский актер Владас Багдонас. В роли Отелло он рассказал абсолютно все про природу слепой бешеной ревности и той капли лжи, из которой она может зародиться, - после него за эту шекспировскую страсть уже можно и не браться - лучше не сыграешь. В "Москве - Петушках" он будет досконально, в течение почти четырех часов исследовать метафизику русского пьянства. Его путешествие за сто первый километр от Москвы до райцентра Владимирской области, где ждет его не дождется женщина-ангел, трактуется не как анекдот, а как прямо-таки мистериальный поиск вечной гармонии. В котором сны, миражи, галлюцинации и фантазии так ловко подчиняются четким законам драматургии и режиссуры, как будто это не эфемерные состояния, а реально действующие персонажи.

Почему стареют люди?

23 марта в Центре им. Мейерхольда Минский театр кукол (Беларусь) попробует объяснить, почему стареют люди, в спектакле с вынесенным в название тем же вопросом.

Худрук белорусского театра, режиссер Алексей Лелявский с помощью кукол и "эзотерического шансона" группы "НагУаль" ищет ответ на вопрос: чем люди за добро платят? Печальная риторика минского театра адресована не только и не столько детям, хотя доступна всем возрастам: "Жили наши предки, не ведая беды, и каждый был молодым, - оптимистично начинают в театре, особенно если учесть, в каком юном по современным меркам возрасте обычно умирали первобытные люди, просто не имея шанса дожить до проблемной старости. - Но однажды все изменилось. С той поры мы болеем и стареем. Почему так случилось? Быть может, потому что за добро люди стали злом платить? Потому, что каждый на других как на врагов смотрит? Почему люди не понимают, что согласие объединяет, а вражда разрушает? И даже знать не желают, почему их жизнь так быстро проходит"... В кукольном формате разобраться в этих "почему" получается наглядно-убедительно.

Мед

Ереванский экспериментальный театр "Гой" (Армения) 22 марта в Российском академическом молодежном театре сыграет спектакль "Мед, или Семь посланий губернатору". Хронический парадокс настоящей литературы: Тонино Гуэрра писал во многом автобиографическую поэму "Мед" про судьбу жителей маленькой итальянской деревушки, а режиссер Армен Мазманян ставил, и актеры ереванского театра исполняют ее так, как будто великий сценарист поэтизировал память главным образом армянского народа. И это не упрек, а комплимент, с чем сложно будет не согласиться, стоит лишь позволить себе в театре на полтора часа поддаться очарованию "меда жизни" по-армянски и начать дышать в такт нерифмованным "интернациональным" стихотворениям Тонино Гуэрры.

Театр Москва Столица