17.03.2012 13:00
Экономика

Эксперты "РГ" предложили свои варианты борьбы с бедностью в РФ

Текст:  Георгий Панин
Читать на сайте RG.RU

На этой неделе эксперты представили миру обновленный вариант стратегии социально-экономического развития страны до 2020 года. Отдельный раздел в ней посвящен борьбе с бедностью и сокращению неравенства в обществе.

Что же волнует аналитиков Стратегии-2020? Они выделили пять тревожных, на их взгляд, тенденций. Первая - хотя доля населения с доходами ниже прожиточного минимума снижается, но неравенство и острота его восприятия растут. Вторая - увеличивается доля экономически неактивного населения трудоспособного возраста. Третья - началось межпоколенное воспроизводство бедности. Четвертое - в структуре бедных повышается доля работающих семей и с детьми. Пятое - средний класс за период экономического роста не увеличился, хотя и стал богаче.

Причем, эти проблемы возникли на фоне беспрецедентного роста социальных расходов бюджета. О чем это говорит? О том, что деньги тратятся неэффективно или все-таки решение проблем бедности требует еще больших финансовых вливаний?

Чтоб ты жил на 3,5 тысячи в месяц!

РГ: Какая сегодня в России структура бедности. Из общего числа населения, которое можно причислить к этой категории, какой процент экстремальной бедности, какой процент, условно говоря, устойчиво бедных, а какой процент тех, кто стоит у верхней черты и имеет шанс покинуть "когорту бедных". Можно примерно назвать цифры?

Никита Масленников, советник Института современного развития: Безусловный критерий абсолютной бедности - это численность населения с доходами ниже прожиточного минимума. Последние данные за 2011 год по сентябрь месяц говорят о том, что этот тип бедности составляет 20,2 миллиона человека - это 14,7 процента всего населения РФ.

Население с доходами до 3500 тысяч рублей в месяц - это 2,8 процента населения. До 5 тысяч - это 4,6 процента. От 5 до 7 тысяч - это 8,2 процента. А если это сопоставить с прожиточным минимумом, который на сентябрь прошлого года был 6792 рубля, то вот что получается. К экстремальной бедности можно отнести людей с доходами до 3500 тысяч рублей, но я бы еще прибавил к ним тех, у кого доходы до 5 тысяч рублей.

Таким образом, экстремальная бедность составляет 7,4 процента населения.

А люди, которые получают от 5 до 7 тысяч - это та часть бедных, которая стоит у черты, но вроде бы имеет шанс покинуть эту категорию. Однако сами понимаете, что жить на 7 тысяч рублей в месяц практически нереально. Так что возьмем еще категорию людей с доходами от 7 до 10 тысяч рублей, тогда у черты получим 13,5 процента населения.

РГ: Вы считаете, проблема бедности стоит в России остро?

Никита Кричевский, председатель Экспертного совета "ОПОРА РОССИИ": Судя по тому, что количество долларовых и рублевых миллиардеров за прошлый год увеличилось, социальная и материальная пропасть в российском обществе только растет. Поэтому проблема бедности постоянно стоит перед нашим обществом на протяжении  последних 20 лет. Есть те, кто получает сверхдоходы. Их единицы - несколько сотен. А если говорить о тех, кто формирует 30 процентов налоговой базы по подоходному налогу, то это чуть больше 500 тысяч работников. И есть все остальные. Десятки миллионов наших граждан живут на грани бедности. И год от года эта пропасть только увеличивается.

Масленников: Да, эта проблема стоит остро, потому что она касается каждого седьмого гражданина в России. И еще актуальнее она становится в связи с тем, что приобрела структурный характер с явно выраженными элементами застойности.

Нефти не жалеть

РГ: Как бы вы начали решать все эти проблемы?

Кричевский: Их нужно разделить на две части. Первая касается работающего населения. И здесь выходом из существующего положения является переход на почасовую оплату труда взамен минимального размера оплаты труда. Нужно определить норматив, ниже которого работодатель не может оплачивать почасовую работу своего наемного работника.

Здесь же нужно сказать, что бюджетники целиком и полностью зависят от федерального и местных бюджетов. И задача их пополнения лежит на государственных плечах. Но сколько бы ни добавляли в бюджет, все равно будет мало по одной простой причине, что заработные платы в реальном секторе растут быстрее.

Вторая часть - это неработающее население. Их обеспечение зависит и от бюджета, и от внебюджетных фондов, то есть от страховых взносов. Например, более 90 процентов пенсионеров получают трудовые пенсии. И им важно, насколько полно выплачиваются зарплаты и отчисляются с них страховые взносы. Иными словами, речь идет о минимизации серого сектора.

А также в увеличении социальных обязательств бюджета. И в нынешних условиях это абсолютно реально, потому что в случае подвижек, например, борьбы с коррупцией и снижением административных издержек увеличатся налоговые поступления. Также в пользу увеличения социальных обязательств бюджета выступает текущая нефтяная  конъюнктура - цены держатся на достаточно высоком уровне. То есть мы можем себе позволить увеличить социальные обязательства тем, кто не может работать в силу разных причин.

И еще одно замечание. По расчетам экспертов Всемирного банка до 80 процентов государственной помощи по льготам достается тем, кто в них не нуждается. Так что здесь нужно провести ревизию льгот, пособий, компенсаций, а самое главное - получателей. Например, если вы являетесь матерью-одиночкой и получаете повышенное пособие и льготы, то это нормально. Но чаще бывает так, что женщины живут в гражданском браке и все равно объявляют себя матерьми-одиночками, а это уже неправильно. У нас такое сплошь и рядом.

Масленников: Я думаю, что о какой-то тотальной неэффективности социальных расходов говорить некорректно. Так как за последние 11 лет количество людей, живущих за чертой бедности, в России сократилось вдвое. Поэтому вопрос, на мой взгляд, здесь в другом. Мы постепенно начинаем понимать, что российская бедность - структурная проблема, которая не решается в лоб какими-то универсальными мерами. Мы достаточно плохо представляем себе состав бедного населения и смутно - воспроизводящие причины пребывания людей в таком состоянии.

РГ: Как к решению этих проблем можно подключить бизнес?

Кричевский: Бизнес может повлиять на снижение бедности за счет увеличения заработных плат своим работникам. Но бизнесу в его нынешнем состоянии это не нужно. Поэтому его необходимо  принуждать к таким действиям.

Но пока этим никто не занимается. Так что пока у нас до 90 процентов крупной  собственности записано на офшоры, активно используются экспортно-импортные схемы по минимизации налогообложения, значительная часть крупного и среднего бизнеса состоит в коррупционных отношениях с представителями государственных структур. И пока эта ситуация не изменится, говорить о том, что бизнес будет заинтересован в увеличении доходов своих работников, не приходится.

Масленников: Здесь нужно на практике переходить к частно- государственному партнерству. Главным образом бизнес должен концентрироваться на сфере образования и благотворительности конкретных социальных проектах: школ, интернатов и так далее. А государство - максимально полно и квалифицировано стимулировать участие бизнеса в проектах частно-государственного партнерства.

Бедность в наследство

РГ: На мой взгляд, самое трагичное, что началось межпоколенное воспроизводство бедности, то есть бедность, по сути, передается по наследству. И если тебе "посчастливилось" родиться в бедной семье, то, получается, шансов на успех нет вообще. Как разорвать это "воспроизводство бедности"?

Кричевский: Межпоколенное воспроизводство бедности заключается в том, что те, у кого доходы сегодня невысокие по объективным причинам, не могут вкладывать часть своих доходов в образование, питание, медицинское обслуживание подрастающего поколения. Кроме этого, люди с небольшими доходами будут иметь такие же небольшие доходы и в старости в виде трудовых пенсий. И опять же ключ к решению этой проблемы лежит в ликвидации причин бедности, которые я обрисовал в предыдущем ответе.

Масленников: Я бы еще добавил, что в структуре бедных повышается доля семей с детьми и работающих. Чтобы это остановить, нужно опираться на общемировую практику создания социальных лифтов, прежде всего для молодежи и детей. Отчасти это уже началось.

Например, можно вспомнить введение льгот тем, кто проходит срочную службу в армии. Хоть тут всего задействовано 160  тысяч человек в год. А в идеале система социальных лифтов должна распространяться как минимум на 2 миллиона человек.

РГ: Эксперты "Стратегии-2020" считают, что необходимо существенное увеличение пособия для детей из бедных семей при усилении адресности выплаты и увеличение стандартных вычетов по подоходному налогу до размера прожиточного минимума. С экстремальной бедностью предложено бороться минимальным гарантированным доходом и продуктовыми талонами для тех, кто находится в состоянии крайней бедности. Речь идет также о  создании универсального пособия для бедных слоев населения, выделяемого на адресной основе и объединяющего множество нынешних разрозненных выплат.

РГ: Как бы вы реформировали систему пособий на детей?

Кричевский: Могу сказать только одно. Нужно не реформировать систему, а решить жилищную проблему в стране, а также увеличить материально и качественно количество пособий, которые выплачиваются в связи с рождением - не важно первого или третьего - ребенка. И все это государство выполнить в состоянии.

Масленников: Тут нужно отталкиваться от опыта, который был накоплен в решении проблем пенсионеров. Сейчас мы практически не имеем пенсионеров, у которых пенсии ниже прожиточного минимума. Конечно, этот минимум не так велик (около 5 тысяч рублей в месяц), но тем не менее... Нужно ставить минимальную задачу, чтобы доход на одного ребенка соответствовал хотя бы прожиточному минимуму детей. А он на сегодняшний день составляет 6076 рублей.

РГ: Как вы относитесь к идее продуктовых талонов для людей, находящихся в состоянии крайней бедности. Не привет ли это к тому, что они вообще не будут прилагать усилия для выхода из состояния бедности?

Кричевский: Подобная система существует и в развитых странах, поэтому я ничего страшного в этой идее не вижу. И при определенных обстоятельствах она может быть весьма продуктивна. Но прежде чем вводить подобную систему, нужно определиться, кто будет получать талоны. Иными словами, выяснить доходы тех, кто претендует на них. А вот с этим у нас, если верить экспертам Всемирного банка, большие проблемы.

Масленников: Эта мера может быть как эффективной, так и неэффективной. Все будет зависеть от того, в каком социально-политическом контексте мы ее применяем. Как универсальная она, конечно же, не работает, а как применительно именно к населению, стоящему за порогом бедности, наверное, сработает. Но, безусловно, нужно четко представлять, кому и как  выдавать эти льготы. Должно пройти минимум два года, чтобы наладить учет бедных по всем категориям. И только потом можно будет переходить к этой мере.

Макроэкономика Федеральный бюджет