19.03.2012 00:55

В ГД внесены два законопроекта о национализации, вызвавшие массу споров

В Госдуму внесены два законопроекта, вызвавшие массу споров
Текст:  Юлия Кривошапко
Российская газета - Столичный выпуск: №59 (5732)
Читать на сайте RG.RU
мнение

Сергей Гаврилов, председатель Комитета Госдумы по вопросам собственности:

В 2008 - 2009 годах - в период наиболее острой фазы мирового финансового кризиса - правительства США и некоторых стран Евроcоюза прибегали к процедуре национализации кредитных, страховых компаний, промышленных предприятий. Самыми известными примерами стали частичная национализация автомобильного концерна General Motors, ипотечных компаний Fannie Mae и Freddie Mac в США, крупнейшего ипотечно-сберегательного банка Bradford & Bingiiy в Великобритании, ипотечного банка Hypo Real Estate в ФРГ, банка Fortis в странах Бенилюкса. Последним случаем национализации стало возмездное изъятие в госсобственность алюминиевого комбината Ajkai Timfoldgyar Zrt в Венгерской Республике.

- Россия единственное государство из стран "большой двадцатки", которое во время кризиса не прибегло к использованию процедур банкротства или национализации. Хотя плюсы существования такого механизма очевидны.

Приведу пример: если бы на начало кризиса у нас действовал законодательный акт, регламентирующий процедуру национализации, то конфликт в Пикалево, вызванный недобросовестными действиями и социальной безответственностью собственников и высшего менеджмента некогда составляющих единый производственный комплекс, но искусственно разделенных в период приватизации предприятий, мог бы быть разрешен более экономически продуктивно. Достаточно было временно изъять предприятия в госсобственность по стоимости, реально отражающей их состояние. Соединить в одно юридическое лицо и производственно-технологический комплекс. А после улучшения его финансового положения повторно приватизировать единым лотом по цене, намного превышающей размер компенсации, которую государство заплатило в процессе национализации.

Высказанные в процессе рассмотрения законопроекта замечания не носят концептуального характера и могут быть устранены при доработке документа ко второму чтению, поэтому Комитет по вопросам собственности рекомендовал Госдуме принять законопроект в первом чтении. По предварительной информации, законопроект может быть рассмотрен 23 марта.

мнение

Алексей Уваров, директор департамента имущественных отношений Министерства экономического развития РФ:

Законопроекты о национализации ранее приватизированного имущества и имущества неэффективных собственников, внесенные депутатами Госдумы, являются рамочными, содержат противоречия действующему законодательству. Это было отмечено в процессе обсуждения законопроектов в рамках заседания думского Комитета по вопросам собственности.

Депутаты предлагают ввести процедуру возмездного изъятия (национализации) имущества государством. Стоит сказать, что такое право уже установлено Гражданским кодексом.

Министерство экономического развития допускает случаи, когда государство будет вынуждено проводить решения по обращению имущества в государственную собственность. Но, исходя из норм законодательства, необходимо принятие отдельных законов.

- Эти законы позволяли бы учесть все необходимые особенности обращаемого в государственную собственность имущества в зависимости от его видов, финансово-экономического состояния предприятия и гарантировать соблюдение интересов как собственника, так и его работников, кредиторов и государства. Так в соответствии со статьями 235 и 306 Гражданского кодекса убытки, причиненные собственнику в случае применения этой процедуры, в том числе стоимость имущества, должны быть возмещены. Поэтому необходимо принятие закона, предусматривающего возмещение стоимости этого имущества и других убытков.

Также законопроекты депутатов по-разному определяют цели обращения имущества в государственную собственность. В законопроекте, внесенном в Госдуму группой депутатов во главе с Геннадием Зюгановым, предлагается создать возможность национализации только ранее приватизированного имущества. Однако в законодательстве установлен принцип равенства всех форм собственности, в том числе вне зависимости от оснований ее приобретения.

Существенные опасения вызывает и то, что законопроекты содержат пробелы, не позволяющие избежать мошеннических схем и злоупотреблений.