19.03.2012 17:15
Экономика

Воронежские распространители газет попросили льготных условий торговли

Распространители газет и журналов обратились к властям с просьбой о законодательной поддержке
Текст:  Татьяна Ткачёва (Воронеж)
Российская газета - Экономика Центрального округа: №0 (5733)
Читать на сайте RG.RU

Через пять-семь лет в областном центре не останется ларьков с печатной продукцией, если места под них будут выделять через обычный аукцион, заявили местные распространители прессы. На "круглом столе" в региональном парламенте участники рынка попросили у чиновников льготных условий торговли.

По копейке с номера

Об этом в Воронеже говорят давно и много: муниципальные власти "чистят" улицы от нестационарных сооружений и решают, чем можно и нельзя торговать в бойких местах. Предпринимателей же возмущает избирательный и формальный подход. В Воронеже уже несколько лет ни одно собрание, где затрагивают проблемы малого и среднего бизнеса, не обходится без отчаянной критики правил игры в сфере уличной торговли. Мэрия готовит новые стандарты: участки для "времянок" будут распределять по конкурсу. Но владельцы газетных киосков против.

- На наше место немало сильных претендентов из других регионов и сфер торговли, - пояснил гендиректор ЗАО "Сегодня-Пресс-Воронеж" Игорь Тимофеев. - Если на аукционе они согласятся на более высокую арендную плату за землю, то мы со своей копеечной прибылью не выдержим. Впрочем, даже выиграв, не сможем менять киоски каждые пять лет - их период окупаемости больше (сегодня срок действия разрешений и вовсе три года). В итоге наши точки будут заняты продавцами, например, табачных изделий. Есть разница? Мы считаем свой товар социально значимым. Стараемся, несмотря на неизжитый кризис, держать розничные цены. С 2009 года в Воронеже и области печатная продукция дорожала медленнее, чем в целом по стране, где произошел рост на 30-50 процентов. Но, когда встает вопрос о размещении киоска, приходится доказывать, что у нас нет сверхдоходов.

По выкладкам бизнесмена, установка одного ларька "без откатов" требует от 440 до 767 тысяч рублей - в зависимости от того, будет ли он отдельным сооружением или в комплексе с остановочным павильоном. Если точка облагается ЕНВД, то она окупится через 7,4-12,9 лет: чистая прибыль за месяц работы - 4940 рублей, рентабельность 2,7 процента.

- Но ЕНВД по 155-му федеральному закону отменили, и налоговая нагрузка на сети распространения прессы выросла в ряде организаций втрое, - добавил Игорь Тимофеев. - На основной системе налогообложения (ОСН) чистая прибыль - 24 рубля в месяц, рентабельность 0,02 процента. О сроке окупаемости говорить сложно: разбили подростки стекло в витрине - выкладывай 300-400 рублей на замену, а это моментальный уход в минус. При переводе киоска с оборотом 100 тысяч в месяц на ОСН рентабельность из положительной (три процента) становится отрицательной (-2,6). Увеличились страховые взносы - у кого на восемь процентов, у кого на все 20. Дефицит средств в бюджетах разных уровней привел к усилению административного давления: власти просят деньги на благотворительность, благоустройство. До 600 тысяч рублей в год отчисляем на это при своих 72 киосках, с которых и так 50-55 миллионов рублей налогов поступает.

Беда еще в том, что нормативы для распространителей определяли архитекторы, не понимающие специфики бизнеса: для отдельно стоящего киоска отвели шесть квадратных метров, если с остановкой - четыре. Там физически не уместится 700 наименований продукции. А издатели просят, чтобы были видны хотя бы фрагменты с анонсами материалов номера. Вдобавок люди теряют привычку покупать прессу: в кризис все начали экономить. За последние три года продажи газет снизились на 10-15 процентов, журналов - на 20-25.

В общем, прибыль распространителей за короткий срок сократилась вдвое. Часть точек приходится закрывать на выходные. О том, чтобы ремонтировать киоски и тем более покупать новые (как хотели бы власти), и речи нет.

Для отдельно стоящего киоска архитекторы отвели шесть квадратных метров. Но там физически не уместится 700 наименований продукции

Эта ситуация типична для большинства регионов, отметил президент Национальной сети распространения прессы "Союзпечать" Алексей Цикулаев:

- Недавно направили в Кремль письмо насчет конфликта с властями в Саратове. Да и нас прессовали - я возглавляю самарское ОАО "Роспечать". Организация серьезная, даже занесена в реестр региональных монополистов: 420 киосков, более 1200 жителей трудится, налогов - более ста миллионов рублей в год. И вот в прошлом году мэрия Самары на нас ополчилась. К счастью, мы потеряли только один ларек - его установили несколько лет назад по устному указанию районных властей, а письменный акт нам выдать "забыли". Бывает. Теперь облправительство за нас взялось (ему земля принадлежит)…

Поправка на консерватизм

А что страшного в вытеснении газетных ларьков? Обычная конкуренция. Потеряет работу несколько сотен человек? Так это не редкость. Налоговые отчисления снизятся? На смену придут другие киоскеры. А для продажи прессы есть и иные способы: стойки в супермаркетах или автоматы. По словам замруководителя управления по делам печати и СМК области Владимира Новохатского, московская ассоциация распространителей печатной продукции предлагает превратить воронежские газетные ларьки в "мультимедийные центры, с Интернетом и сопутствующими услугами".

- Это прекрасно, но не реализуемо в ближайшие годы, - возразил президент российского Клуба менеджеров по распространению периодической печатной продукции Вячеслав Керов. - Да, возникают альтернативные формы - мини-маркеты прессы на первых этажах зданий. Но на развитие сети денег мало. У нас проблема "здесь и сейчас".

К тому же покупатель пока предпочитает традиционные киоски. На их долю в Воронеже приходится 65 процентов розничных продаж прессы. Со стоек в супермаркетах и магазинах при АЗС реализуется 15 процентов. Этот расклад типичен для провинции, но и в Москве сегмент киосковой сети - 45-47 процентов.

Гендиректор издательского дома "Свободная пресса" Юрий Таранцов показал, насколько консервативен воронежский читатель, на примере одного из массовых еженедельников:

- Половина тиража расходится через киоски. С 2009 по 2011 год их стало меньше - "ужалась" и местная, и московская "Роспечать". Уже в 2012-м падение тиража в киосковых сетях у нас составило семь процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Причем виной тому в каждом втором случае стало либо закрытие торговой точки, либо ее перенос. Киоск подвинули на 10-50 метров или убрали с одной стороны переулка на другую - и наш тираж там упал чуть ли не вдвое! Люди привыкли ходить определенной дорогой и даже ради любимого издания не хотят делать "крюк".

Между тем до европейского уровня плотность размещения торговых точек розничной продажи печатных СМИ в России не дотягивает: это лишь одна на 3000 жителей, в Воронеже - на 2155 человек. Сюда входят и стойки в супермаркетах (где обычно нет свежей прессы), и лотки на улицах, и киоски.

Плотность точек розничной продажи печатных СМИ в России - одна на 3000 жителей, в Польше - на 600

- У немцев же, например, по одному такому пункту на каждые 696 жителей, у поляков - на 600, - сообщил Игорь Тимофеев. - Распространение - конечное звено в экономической цепочке, которая начинается с изготовления бумаги. Не будет нас - где окажется качественная пресса? В Интернете? И воронежские, и зарубежные издатели говорят, что еще не получили весомой выгоды от электронных версий газет или журналов.

Равнение на столицы

В мэрии на все эти обсуждения отреагировали философски: мол, надо лишь изменить правила игры. Несите предложения - учтем. Однако бизнесмены - скептики. К примеру, в диалоге с чиновниками уже много раз публично говорилось о том, что проблемы предпринимательства должны решаться силами тех, кто отвечает за его развитие. Профильные департаменты есть и в мэрии, и в облправительстве.

- Но парадокс: за разработку правил размещения нестационарных объектов опять засадили архитекторов! - указал Юрий Таранцов. - И они опять исходят скорее из эстетических соображений. И автоматически ставят шестиметровые киоски. Но для распространения прессы нужно не менее восьми "квадратов". По проекту, выиграв аукцион на установку ларька, надо сразу заплатить за пять лет аренды и заказать новый киоск. Кто из наших партнеров это потянет? Арендная плата для газетных киосков в Воронеже - 15 тысяч рублей за квадратный метр в год, а в Липецке - 300 рублей. У них распространение развивается, а у нас хиреет.

Правда, по мнению главы областного УФАС Владимира Рохмистрова, сравнивать Воронеж с Липецком некорректно - разный масштаб, да и у липчан "не все так радужно, если посмотреть с позиции рядовых продавцов, а не их начальства". Перенимать опыт он посоветовал у Екатеринбурга и Москвы. В уральской столице мэрия выполнила все чаяния бизнесменов, рассказал Игорь Тимофеев. Типовые размеры киосков там - 12 и 15 квадратных метров. В Первопрестольной, реформируя систему размещения торговых объектов, распространителям прессы дали льготы.

- С февраля 2011 года распределение мест проводится по аукциону, и арендная плата для ларьков выросла в ряде случаев с нескольких тысяч рублей в год до трех миллионов. В некоторых округах часть газетных киосков снесли, - признал начальник отдела распространения печати департамента СМИ и рекламы Москвы Сергей Лобанов. - Но было принято политическое решение - автоматически переоформить разрешения на те объекты, которые до начала преобразований стояли легально, и заморозить для них арендные ставки. Есть киоски, которые стоят на одном месте с советских времен.

Бизнесмены обязались за переходный период (три-пять лет) заменить их на новые. Альбом типовых проектов создан по заказу издателей и распространителей прессы. Там варианты площадью восемь, десять и 12 квадратных метров. Потом все, конечно, будут работать по общим правилам.

Прямая речь

Ирина Транькова, вице-спикер Воронежской облдумы:

- Проблема доступности печатной продукции в регионе стоит довольно остро: в городе спорят, где должны стоять киоски, а в сельской местности точек розничной продажи прессы почти нет. Хотя люди не потеряли привычки к чтению, и их интересуют не только районки. А в развитии подписки почтальон на селе не заинтересован. Ему выгоднее распространять сопутствующие товары, какой-нибудь стиральный порошок или зубную пасту. Многие работают на полставки - это 2500 рублей - и нормативы доставки иезуитские: на газету 3,5 секунды, на заказное письмо 16 секунд, на пенсию - 226…

Бизнес Воронеж Центральная Россия