Завтра Мосгордума рассмотрит поправки в восемь городских законов, позволяющие наказывать чиновников-коррупционеров, вплоть до увольнения "в связи с утратой доверия".
Федеральные законодатели еще в конце прошлого года ввели и подробно расшифровали "увольнительную" формулировку. Поправки, внесенные в Мосгордуму мэром столицы Сергеем Собяниным, приведут городские законы в соответствие с общероссийскими.
Причин для утраты доверия к подчиненным у московских высших чиновников будет пять. Первая - так называемое "непринятие мер к предотвращению и урегулированию конфликта интересов". Например, если чиновнику принадлежат акции компании, получившей госзаказ. Принять меры - значит, либо отказаться от ценных бумаг, передав их в доверительное управление, либо уволиться. Вторая - непредоставление сведений о своих доходах и имуществе, а также доходах своей супруги и детей. Если сведения оказались ложными, это также может стать поводом для недоверия с далеко идущими последствиями. Третья - участие госслужащего на платной основе в деятельности органов управления коммерческой организации (совет директоров и так далее). Четвертая - ведение госслужащим коммерческой деятельности. Пятая - вхождение в состав органов управления иностранных некоммерческих неправительственных организаций, действующих на территории РФ.
Особый интерес у депутатов, обсуждавших законопроект вчера на заседании комиссии по законодательству, вызвала гипотетическая ситуация, когда чиновника уволили несправедливо. Как любой гражданин, он может обратиться в суд, и, если выяснится, что оснований для увольнения не было, его восстановят в должности. Получается, начальникам придется ему снова поверить.
- Закон неплох, но не решает задачу по борьбе с коррупцией, - уверен депутат Андрей Клычков. - Помимо дисциплинарных мер, вроде выговора или увольнения, надо ввести ответственность в виде конфискации имущества.
- Наказаниями должно заниматься уголовное законодательство, - заявил глава комиссии Мосгордумы по законодательству Александр Семенников. - Речь идет об ответственности за дисциплинарные проступки, совершенные должностным лицом. Надо отметить, что в последнее время формируется образ чиновника - законченного преступника, "врага народа", который только и делает, что противостоит остальному, весьма позитивно настроенному и состоящему исключительно из положительных людей обществу. Сегодня правовой статус госслужащего гораздо ущербнее, чем у многих других граждан.
Он напомнил, что федеральный закон, во исполнение которого депутаты и меняют московское законодательство, ограничивает банковскую и налоговую тайну в отношении госслужащего. Теперь кредитные организации и налоговые органы обязаны предоставлять органам власти все сведения о доходах, а также справки об операциях со счетами. "Сходил, скажем, госслужащий в ресторан - об этом становится известно начальнику, - пояснил Семенников. - Хотя должны быть пределы частной жизни. То есть чиновник ставится в весьма жесткие рамки. Госслужба должна все же быть достаточно притягательна - помимо кнута имеет смысл вводить поощрительную мотивацию, стимулирующую приход на госслужбу правильных людей, с высокими задачами".