21.03.2012 00:10
Культура

Михалков рассказал в Саратове, почему Столыпин "рифмуется" с современностью

В Саратове завершаются съемки документального фильма о судьбе выдающегося российского реформатора
Текст:  Андрей Куликов (Саратов)
Российская газета - Федеральный выпуск: №61 (5734)
Читать на сайте RG.RU

Фильм должен выйти на телеканале Россия-1 к 150-летию со дня рождения реформатора - 14 апреля (2 по старому стилю). В роли рассказчика в двухсерийном телефильме выступит Никита Михалков.

Съемки уже велись в Санкт-Петербурге и Киеве. В Саратове, где Столыпин был губернатором в 1903-1906 годах и где прославился благодаря решительным мерам, принятым во время революции 1905 года, планируется отснять несколько сцен. В первый день съемок кинематографисты работали в центре города на Театральной площади, затем в Краеведческом музее, где в качестве экспонатов хранятся кресло, на которое в театре в Киеве опустился смертельно раненый премьер-министр, а также шинель, которой его укрыли по дороге в больницу. Вечером на съемку небольшой сцены в Саратовском академическом театре оперы и балета пустили прессу. Михалков, сидя среди массовки в зрительном зале, рассказывал в камеру о покушении на Петра Столыпина, на сцене в это время актеры под фонограмму исполняли оперу Римского-Корсакова "Сказку о царе Салтане". Сцену сняли с четвертого дубля, а затем Никита Сергеевич подробно и долго отвечал на вопросы журналистов:

- Для меня, очевидно, что Столыпин - та самая фигура, которая рифмуется с сегодняшним днем. Любые реформы, которые проводятся от слабости и страха, приводят от Февраля к Октябрю. Реформы, которые проводятся сильной властью, самостоятельной и ответственной, гарантируют, что страна не окажется в хаосе, потому что эта власть ее удержит. Столыпин был способен реформировать Россию, удержав ее от катастрофы, но ему была уготована другая судьба, и это урок для нынешнего дня, который нужно иметь в виду. Увлекательный и захватывающий участников, "обаятельный" процесс раскачивания российской государственности приводит к вещам, которые потом нельзя остановить.

Это не говоря о том, что Столыпину удалось сделать за недолгие годы. Одно только заселение Сибири чего стоит, появился крестьянский банк с беспроцентным кредитом, население рассредоточивалось по огромной стране, от мегаполисов оттягивали обезземеленных крестьян, которые иначе превращались бы в люмпенов, и для них единственным выходом оставалось бы схватиться за булыжник. В этом, на мой взгляд, Столыпин был великим реформатором.

Думаю, сегодня мы стоим перед теми же самыми проблемами, расселения и заселения нашего Востока и движения к Евразийскому Союзу. У нас за спиной огромная, очень богатая страна, и мы должны сами использовать наши недра, чтобы удовольствие возникало не только от того, что бог нам дал, но и от того, что мы сами что-то делаем руками. Столыпин как раз об этом мечтал и к этому шел.

 
Видео: Владимир Янченко

- В разные периоды истории Столыпина воспринимали по-разному, сейчас говорят о нем как реформаторе, было время, когда рассказывали только о "столыпинских галстуках",  для Вас он кто?

- Это очень занятная вещь. Депутат Федор Родичев, который принес в наш лексикон такое понятие, на заседании Госдумы показал рукой этот "галстук" и назвал Столыпина вешателем, был тут же вызван на дуэль. Не в суд. После заседания в соседнем зале его ждали два человека, но это были не адвокаты, а секунданты. Это характеризует, как мне кажется, личность Столыпина.

Чтобы оценить, нужно задуматься, сколько было казнено тогда людей и сколько погибло потом. Сам Родичев, когда умирал в Лозанне в эмиграции и нищете, вспоминал ли он об этом и что думал? Не верю, что Столыпин наслаждался тем, что кого-то вешал. Это была вынужденная мера.

Я разговаривал с лидером одной азиатской страны, спросил его о смертных казнях, и он сказал, это очень тяжелый груз, когда перед тобой на бумаге написаны фамилии людей и после твоей подписи их лишат жизни. Какая должна быть ответственность перед этими людьми, которых ты обрекаешь на смерть и перед их родственниками. Значит, ты должен точно понимать, что у тебя нет другого выхода. Речь ведь не идет о том, чтобы это применять по любому поводу, но педофилия, насилие над детьми, терроризм должны быть наказаны, кровь за кровь, глаз за глаз. Я считаю, что есть ситуации, в которых нужно поступать так, и нести за это ответственность.

Понимаю, что навлеку на себя огромное количество нареканий, но я с огромным уважением отношусь к поступку Лукашенко, он берет на себя такие решения. Когда Европейский союз начинает возмущаться, я бы пригласил их в Белоруссию и показал тех, кто пострадал от терактов и их родственников, а это, думаю, будет человек шестьсот, и пусть они им скажут, справедливо или несправедливо это. Когда ты совершаешь поступок, то должен понимать, что за этим последует. Смертная казнь - это не желание кого-то убить, а остановить того, кого возможно остановить. Есть высшие гуманные понятия, но почему-то ЕС не возмущается смертными казнями в США.

- Поспешность пугает в этой ситуации, что приговор был приведен в исполнение так быстро, в США казни дожидаются десятки лет, а приговор к смертной казни проходит проверку временем...

- Я не юрист. Поэтому мне трудно оценить поспешность. Я считаю, что это должно быть сделано с соблюдением всех правовых норм. Поэтому мы и говорим об ответственности. Если это сделано не по закону, это безответственно и неправильно.

- Если бы не было выстрела Богрова, как бы могла дальше пойти история России?

- Не помню фамилии французского исследователя, который выяснил, что население России за десять лет в начале 20 века, в том числе в результате столыпинских реформ, увеличилось на 30 миллионов человек. По прогнозам этого ученого к 1945 году Российская империя по экономическому развитию ушла бы так далеко, что стала бы единственным мировым лидером. Думаю, в определенном смысле это могло стать и поводом, чтобы убрать Столыпина.

Многие говорят, что история не терпит сослагательного наклонения, я с этим не согласен, потому что в таком случае мы теряем возможность анализировать ошибки и их избегать. Думаю, если бы Столыпин остался жив, не было бы чудовищной гражданской войны, а самое главное не было бы Великой Отечественной войны, потому что никто бы к нам не сунулся.

Судьба Столыпина еще показывает, что, замахиваясь на большие реформы, нужно иметь вокруг себя хорошую команду, которая удержит тебя от перегибов и в то же время защитит, и это очень правильно. Наверное, это самый главный урок, который дает судьба Столыпина, нужно просто суметь его услышать.

- Как ведутся съемки над фильмом о Столыпине, когда он должен выйти?

- Мы уже снимали в Питере, в Киеве. Дальше будет монтаж и начитка текста за кадром. Планируем, что выйдет фильм к 14 апреля. В этом фильме я не лидер, а как иголка, которая прошивает очень много фактического материала, историки рассказывают. Сам много узнал о Столыпине благодаря столыпинскому фонду, который издал, по-моему, все документы, которые можно только найти.

Наш фильм про две жизни, идущие навстречу друг другу, чтобы столкнуться в театре, и очень интересно, почему это происходит. Ведь Богров из богатой образованной семьи, молодой человек, мечтающий о славе, но вот нигилистическая отрава - страшная, разрушительная вещь. В театре он находился в качестве агента охранки, и в то же время там находился государь, и Богров вполне мог войти в историю в качестве цареубийцы, но ему полезней для революции было убить Столыпина. Вот такая конфигурация.

Что поразительно, выяснил это не очень давно, оказывается, мы родственники со Столыпиным и с Дмитрием Рогозиным, который об этом рассказал мне.

- А почему сцена в театре снимается в саратовской опере, а не в киевской?

- Дело в том, что только здесь удалось нам обнаружить "Сказку о царе Салтане", а везти театральную труппу в Киев - это дорогостоящее удовольствие. Думаю, что мы удачно смонтируем все это, поскольку через рассказчика зритель увидит, что происходит на сцене, а обратной точкой будет уже Киев.

- По одной из версий, к устранению Столыпина могло быть причастно окружение Николая II, в вашем фильме это анализируется?

- Мы очень тонко касаемся темы отношения государя к Столыпину. Да, в больницу к раненому Столыпину государь пришел, когда тот был уже в коме и не мог его узнать. Но я никогда не стал бы этот вопрос так ставить, только уже из того, что государь причислен к лику святых страстотерпцев, и мне неловко было бы осуждать тех, кто это сделал.

По-моему, де Голль сказал, что одиночество - удел тех, кто достиг вершин политической власти, овеваемых ледяными ветрами государственных интересов, и им незачем ждать снисхождения. Это абсолютно, стопроцентно относится к Столыпину. Его одиночество могло быть скрашено, если бы государственная власть в лице императора и двора пошли за ним никого не слушая, веришь - иди. Но на его долю выпало время либерально-демократического качания и сомнений. Вплоть до того, что русская интеллигенция умудрилась тогда поздравить японского императора - микадо с тем, что был потоплен российский флот.

- А в художественном фильме Вам интересно было бы роль Столыпина исполнить?

- Да, очень, очень. Но это надо, чтобы кто-то снимал. Вот Глеб Панфилов это мог бы сделать, может еще бы кто-то. Я бы сыграл с удовольствием.

- В нынешней политической элите видите ли Вы кого-нибудь сопоставимого со Столыпиным?

- Я бы хотел, чтобы это был Путин. Потому что не вижу другой фигуры, он знает страну, нет другого политика, который бы так много ездил по России. Другое дело, что Путину предстоит очень трезво оценить, чем же недовольны настоящие патриотично настроенные люди, желающие жить в большой и богатой стране. Среди тех, кто приходил на Болотную и Сахарова были люди, которые хотят здесь жить, но они хотят, чтобы им ответили на их вопросы. И это одна из самых главных проблем, которая стоит перед властью. Думаю, если Путин услышит это, то поймет, что от многого нужно отказываться и многое нужно менять. Определенный этап закончился. Путин сделал великое дело, он спас страну от развала, когда пришел к власти. Сумел создать человечную атмосферу в очень тяжелых условиях, благодаря, в том числе и цене за нефть, но сегодня приходит новое время и совершенно новые вызовы.

Документальное кино Саратов Средняя Волга