Росстат привел данные выборочных исследований по проблемам занятости в Северо-Западном регионе на первые месяцы этого года. Исходя из приведенных там данных только в одной Ленобласти уровень безработицы почти в пять раз больше официального. Что касается Петербурга, то власти говорят о стабильности на рынке труда, в то время как работодатели заявляют о дефиците кадров. Корреспондент "РГ" пытался выяснить ситуацию в сфере занятости.
Представители рекрутинговых агентств называют такое стабильное положение "замороженным": работающие люди опасаются перемен и не меняют даже невыгодные места работы, зарплаты застыли на одном уровне.
По словам первого заместителя председателя комитета по труду и занятости населения Ленинградской области Павла Чугунова, ситуация на рынке труда стабилизировалась за 2011 год, и 2012-й тоже вряд ли нас чем-то удивит. За последние 18 лет, к примеру, в Ленинградской области был зафиксирован самый низкий уровень безработицы. По последним данным на учете в службе занятости региона сейчас стоят около 5,3 тысячи человек, это примерно 0,56 процента экономически активного населения. Однако, по данным Росстата, реальное число тех, кто не имеет работы, составляет 28,1 тысячи человек, что в пять раз больше официальных цифр. Также в области разница между официальной и неофициальной безработицей больше, чем в среднем по стране. В Росстате поясняют, что одной из причин такого расхождения в данных может быть неверная классификация категорий населения. Так, некоторые категории граждан могут быть ошибочно отнесены к безработным: студенты, пенсионеры, лица моложе 16 лет. Ситуация выглядит парадоксальной, притом что ежедневно работодателями предлагаются от 15 до 17 тысяч вакансий, и далеко не все они находят нужных работников. Например, повышенная потребность работодателей в рабочей силе - около 80 процентов от всего предложения на рынке вакансий - пока не находит отклика.
То же самое отмечают и в Петербурге: уровень безработицы здесь равен примерно двум процентам от экономически активного населения, на бирже труда зарегистрировано более 13 тысяч безработных, и это минимальный показатель за всю историю наблюдения за ситуацией. Однако тот же Росстат отмечает, что каждый четвертый житель города или области предпочитает не получать официальный статус безработного, так что указанные данные по Петербургу следует увеличить в разы.
Из 70 тысяч вакансий в банке данных по городу 73 процента приходится на рабочие специальности, за ними с сильным отставанием идут сфера информационных технологий, финансы и обрабатывающие производства. Как рассказал начальник отдела рынка труда и целевых программ комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга Дариюс Мешкис, местное население идти на простые рабочие специальности отказывается, так что потребность в мигрантах по-прежнему высока и будет таковой, пока ситуация с дефицитом кадров не изменится. В конце 2011 года на одну вакансию приходилось примерно 0,37 человека, и это нездоровый перекос, ведь еще в 2010 показатель был 0,73 человека. Однако сотрудники профильных комитетов не прогнозируют никаких серьезных изменений и убеждают, что все необходимое для исправления ситуации делается.
Однако при снижении безработицы и обильном предложении вакансий на рынке труда картина почему-то получается не оптимистичная. Бизнесмены, работающие в сфере рекрутинга, бьют тревогу. По их мнению, сейчас впору говорить не столько о проблеме безработицы и поиска нужных кандидатов, сколько о такой абсурдной категории, как работающие бедные - экономически активная часть населения, которая, имея постоянную работу, все равно не получает достаточных доходов для достойной жизни, а это уже новый поворот проблемы.
- Недостаток кандидатов на рабочие места, к сожалению, будет дальше только расти, - констатирует генеральный директор петербургского агентства "1000 кадров" Мария Маргулис. - Нельзя замалчивать реальные факты и рапортовать, что у нас все хорошо.
Данные многочисленных исследований показывают, что зарплаты в Петербурге уже давно стоят на месте - в 2011 году они росли разве что в автопроме и у работников узких, редких специальностей. А недавно озвученная величина среднего заработка в 29 тысяч рублей не соответствует действительности, для реальной картины из исследований все же стоит вычесть зарплаты всех директоров, главных бухгалтеров, высшего менеджмента. "Это конечно же следствие того, что ставки страховых взносов за последнее время буквально взлетели, увеличившись на треть, - пояснила ситуацию Маргулис, - и работодатель покрывает свои затраты, экономя на работнике. В результате разрыв между денежным ожиданием (или обещанием) по зарплате новому работнику и тем, что он получает потом на руки, составляет около 25 процентов. Если компании не пересмотрят свои схемы мотивации и стимулирования сотрудников, нас ждет только увеличивающийся уровень напряженности рабочего населения".
Идеальными кандидатами на пустующие рабочие места в таких условиях, а впоследствии и лучшими работниками оказываются иногородние специалисты, приезжающие со всей России, желая улучшить свое положение. Они более активны, у них есть мотивация - работать, чтобы закрепиться в Санкт-Петербурге. Вся надежда рекрутеров на них, однако для этой категории рабочей силы у нас пока мало продуманы механизмы привлечения и адаптации.
И отсюда вытекает третья проблема: при нехватке кадровых ресурсов придется усиленно привлекать не только мигрантов-соотечественников, но и граждан стран СНГ. Многие из них, приходя на работу, не могут даже разговаривать по-русски, однако право на труд здесь у них есть. В 2012 году квоты на привлечение иностранной рабочей силы в Петербурге составили 166 тысяч граждан СНГ, по Ленобласти - 38 тысяч.
Еще в более мрачных тонах картину обрисовала региональный директор компании CASE Оксана Почтивая. По ее данным, рынок труда сейчас, напротив, нестабилен из-за этой самой скрытой напряженности. Люди, получив хоть какое-то рабочее место несколько лет назад, боятся менять работу, переезжать на новое место, и все из-за страха остаться на улице в нестабильной ситуации, когда любая компания может подвести. По этой же причине люди боятся заявлять в трудовую инспекцию о нарушениях трудового законодательства на своей работе - из-за страха потерять потом место как "особо недовольные".
- Исследования показывают, что искать кадры стало тяжелее, - рассказывает Почтивая, - работодатель выбирает очень тщательно и отдает предпочтение тому, кто согласится на тот минимальный уровень зарплаты, который наниматель уже заранее определил для себя. Зарплаты стоят на месте, так как бизнес еще только справляется с многочисленными трудностями, спрос растет медленно, так же как и производство, и доходы компаний.
По мнению заместителя председателя Ленинградской федерации профсоюзов Галины Келехсаевой, многие предприниматели напрямую обращаются в профсоюзные организации с жалобами на поборы и всевозможные административные препятствия, с которыми сталкивается их бизнес, особенно на стадии становления.
- Естественно, главам малых предприятий и компаний некогда думать об условиях труда и достойной зарплате сотрудников, когда они разбираются с "палками в колесах", - считает она. - Нужно, чтобы власти сами определились с экономической политикой, и сфера труда тогда стабилизируется. Ведь посмотрите, на фоне того, как правительство страны говорит о наращивании промышленности как приоритетном направлении, наши представители Союза промышленников и предпринимателей заявляют о том, что ставка делается на сферу услуг. Подобное несоответствие мешает выбрать курс.