21.03.2012 12:31
Культура

Ростислав Янковский рассказал о первых шагах на сцене своего знаменитого брата

Текст:  Валентина Зотикова (Саранск)
Читать на сайте RG.RU

Настоящим подарком для зрителей на VII международном фестивале русских театров зарубежья "Соотечественики", что проходит в эти дни в Саранске, стал спектакль Национального академического драмтеатра им. Горького из Минска "Пане Коханку". Блистательная постановка Сергея Ковальчика с представителем знаменитой актерской династии Ростиславом Янковским в заглавной роли завершилась под оглушительный шквал аплодисментов зала. Вспоминая о младшем брате, ушедшем из жизни почти три года назад, Ростислав Иванович до сих пор называет его, как в детстве, Олежкой: когда он произносит это имя, глаза и голос теплеют... За кулисами фестиваля 82-летний патриарх белорусской сцены ответил на вопросы корреспондента "РГ".

Ростислав Иванович, вы родились в Одессе, жили в Средней Азии и Казахстане, более полувека работаете в Белоруссии. Кем вы себя ощущаете?

Ростислав Янковский: Русским человеком, разумеется. Я крещенный, православный. Хотя если говорить о корнях, то наш папа, Ян Янковский - поляк. Родом он из Белоруссии - у нас когда-то было имение под Витебском. До революции отец служил офицером лейб-гвардии знаменитого Семеновского полка. А мама - русская. Мы с братом Николаем похожи на отца, а младший в семье, Олежка, - на маму. У меня фотография сохранилась с дедом по материнской линии - белогвардейским генералом. В гражданскую отец воевал в Красной Армии с Тухачевским - тот ведь тоже был из "семеновцев". А дед - на стороне "белых", до конца... Красивый, интеллигентный человек - прошел Порт-Артур, в молодости был влюблен, стрелялся на дуэли… В советское время дед работал сторожем в Алма-Ате. А отцу за дружбу с Тухачевским в 30-е пришлось пройти через лагеря, потом ссылки - мы жили в Средней Азии, Казахстане... Олежка родился в Джезказгане в 44-м, у нас с ним разница в 14 лет. Когда ему исполнилось девять, отца не стало. Это было уже, когда семья перебралась в Саратов. Я к тому времени обзавелся семьей, работал актером. В 1957-м, когда мы с женой Ниной и сыном Игорем переехали в Минск, где мне предложили место в театре, я и Олежку с собой забрал, чтобы маме с Николаем полегче было. Кстати, первые шаги на сцене Олег сделал именно в нашем театре, еще будучи школьником, - он вспоминал потом, как я привел его туда за руку... Прекрасные были годы! Хотя первое время в Минске мы жили в гримуборной. Вечерами к нам приходили друзья-актеры - жена Нина, помню, котлет нажарит… Мы собирались за столом, допоздна беседовали, гуляли и - вы будете смеяться - читали стихи! Тогда было такое время - люди любили поэзию. Меня неприятно поражает то, что нынешнее поколение буквально "отпрянуло" от этого. А ведь ничего выше поэзии нет - это квинтэссенция мысли и чувства... Как и театр.

У вас уникальная семья - все три брата связали жизнь со сценой…

Янковский: Да. Средний, Коленька, сейчас работает заместителем директора кукольного театра в Саратове. А Олежка… Так получилось, что из нас троих он, младший, ушел первым... Конечно, он великий актер - как на сцене, так и в кино: настоящий бог экрана! А для меня театр всегда был на первом месте, хотя я тоже много снимался и снимаюсь до сих пор. Я вам так скажу: сцена - гораздо больше, чем кино. Это колоссальная энергетика, фантастическая связь между актером и зрителем - когда зал вместе с тобой смеется, плачет, дышит в одно дыхание... Театр лечит. Помню, мы играли с народным артистом Беларуси Юрием Сидоровым в спектакле "Ужин" - о Талейране и Фуше. Потом Юра тяжело заболел - у него обнаружили рак… Я приехал к нему и предложил: "Давай сыграем с тобой снова!" Он загорелся: "Давай!" Мы вышли играть - нам не нужно было репетировать, мы знали спектакль наизусть… Господи, как мы играли в тот вечер! Под занавес зрители с букетами рвались на сцену, целовали его, мы оба плакали… При нашей последней встрече он сжал мою руку: "Слава, а все-таки мы молодцы!" К чему я это говорю? Благодаря сцене этот человек перед смертью получил несколько часов радости, счастья, жизни…
Спросите любого драматического актера - и он вам тоже ответит, что театр - главное, а кино - заработок, хотя, безусловно, это тоже интересно. Вот буду встречаться с саранскими студентами-актерами, я им это скажу. Я вообще им много гадостей наговорю. Хотя, конечно, молодежь люблю. А вот лень, зазнайство - когда иной второкурсник уже "весь из себя звезда" - ненавижу!

В творчестве Олега Ивановича знаковой стала роль Мюнхгаузена в фильме Марка Захарова. Кстати, на фестивале "Соотечественники" в спектакле "Пане Коханку" саранские зрители увидели вас в образе эдакого "белорусского Мюнхгаузена" - Кароля Радзивилла. А какую роль вы считаете главной в своей жизни?

Янковский: Я сыграл 140 ролей в театре. И 50 или 60 - в кино. Я считаю, что мне повезло - во-первых, я много играл в шекспировских пьесах: Клавдия, Антония, Макбета... Вообще,  "Макбет" - очень сегодняшняя пьеса: главный герой - посредственность, которого волна вынесла наверх. Наш "Макбет" - очень сильный спектакль, мы с ним были на международных фестивалях: в Любеке, Ганновере, Венгрии, Варшаве.  Но, пожалуй,  любимая из моих работ - в пьесе Гауптмана "Перед заходом солнца". Я нахально заявляю, что наш спектакль по этой пьесе - пожалуй, лучший из тех, что мне доводилось видеть. Вообще всю жизнь с удовольствием играю классику - героев Шиллера, Островского, Горького… А вот персонажей Достоевского не играл. И опасаюсь, если честно - не мое это… Даже "Бесов" прочел с трудом, хотя это тоже очень современная вещь.
Играл я и Воланда. Но недолго - года два. А потом я сильно заболел. И режиссер, который ставил этот спектакль, вскоре запил и умер. Я пошел к священнику, он сказал, что нужно сходить в церковь, причаститься. С тех пор я верю в приметы - есть в произведениях Булгакова какая-то мистика…  Хотя вот Басилашвили играет Воланда - и ничего. Ну, дай ему Бог!

Вам с Олегом Ивановичем довелось вместе играть в знаменитом фильме "Служили два товарища". Вам легко работалось вдвоем?

Янковский: С Олежкой? Конечно - брат же! (улыбается) Мы, кстати, снимались с ним еще в одном фильме "Я - Франциск Скарина", но он менее известен. А "Служили два товарища" - особая история. Недавно пересмотрел его, вспомнил всех, кто там работал: Володя Высоцкий, Ия Саввина, Ролан Быков, молодой Папанов, даже Андрей Миронов в эпизодической роли… Целое созвездие! Подумалось: господи, какой же я старый - я всех их знал… Многих уже нет. На кладбище рядом с могилой Олега похоронены Евгений Матвеев, Тихонов, Ульянов, Смоктуновский...
И для меня, и для брата, самым почетным было звание народного артиста СССР. Мне его дали в 1978-м, а Олегу - буквально накануне развала Союза: в последнем указе Горбачева его фамилия значится последней…

После распада СССР русские театры в странах ближнего зарубежья оказались в тяжелом положении. А как в этом плане обстоят дела в Белоруссии?

Янковский: К счастью, нас это не коснулось - мы по-прежнему работаем в хороших условиях. И не только мы - в Минске с десяток театров, и все благополучно живут. Так получилось, что с этим городом связана большая часть моей жизни, хотя меня много раз приглашали в Петербург, Киев. В свое время я организовал в Минске кинофестиваль "Лiстапад", ему уже 18 лет. И каждый раз это праздник для всех жителей города - нам предоставляют дворец, бесплатно выделяют призы для участников. Культуру в Белоруссии поддерживают - здесь надо отдать должное руководству страны. И в отношении к русскому театру, к русской культуре здесь ничего не изменилось.

Драматический театр Саранск Средняя Волга