21.03.2012 00:30
В мире

В Эстонии пытаются найти прототип "Бронзового солдата"

"РГ" узнала тайну знаменитого памятника
Текст:  Екатерина Забродина
Российская газета - Федеральный выпуск: №61 (5734)
Читать на сайте RG.RU

Приближается пятая годовщина "бронзовой ночи" - беспорядков в Таллине, спровоцированных переносом памятника Воину-освободителю.

"РГ" решила выяснить, кто именно послужил прообразом двухметровой фигуры советского солдата. Теперь этот монумент возвышается не на холме Тынисмяги неподалеку от Старого города (именно там 22 сентября 1947 года был открыт мемориал в честь освободителей Таллина), а на военном кладбище - это почти окраина. Пешком сюда не дойти - тем более ветеранам, которые раньше несли цветы к Бронзовому солдату на 9 Мая.

Недавно неизвестные снова испачкали памятник белой краской. Но знали ли вандалы, что тем самым они осквернили память не только русских солдат, но и воевавших с ними бок о бок своих земляков. Ведь образ скорбного воина скульптору Энну Роосу навеял не кто-нибудь, а коренной эстонец - это подтверждают исторические свидетельства и архивные документы.

Парадоксально, но факт: хотя многие "патриоты Эстонии" приветствовали перенос Бронзового солдата из центра города, им все же приятно считать человека, ставшего прототипом скульптуры, "своим". Правда, претендентов на эту роль оказалось немало. От эстонцев довелось услышать версию, что Роосу позировал известный борец, олимпийский чемпион Кристьян Палусалу. Узнать это из первых уст уже невозможно - спортсмен ушел из жизни в 1987-м, а через три года не стало и самого скульптора. Но легенда до сих пор популярна. Как и сам персонаж.

В 1936 году, на олимпийских играх в Берлине, он завоевал для Эстонии две золотые медали в состязаниях по вольной и классической борьбе. Таллинцы встречали победителя цветами, а правительство подарило ему ферму. Зато отношения с советскими властями у атлета-тяжеловеса не заладились. В самом начале Великой Отечественной он попытался дезертировать из рабочего батальона, за это был отправлен на передовую, где раненый, сдался финнам. Приход Красной Армии Палусалу встретил уже в родном хуторе. Вскоре его арестовали. Правда, опала длилась недолго - по некоторым сведениям, уже в 1946 году спортсмен вернулся домой.

Но вот вопрос: могли ли человека с такой биографией взять натурщиком для Бронзового солдата? Французская "Монд", в прошлом писавшая на эту тему, приводит экзотическую версию - мол, "по слухам, скульптор работал с Палусалу намеренно, чтобы выразить безмолвный протест против советского режима". Однако историки уверены: все это пустые домыслы. Хотя бы потому, что Энн Роос был счастлив, когда в 1945 году вместе с архитектором Арнольдом Аласом выиграл конкурс на создание монумента. "Да и Палусалу не был никаким антисоветчиком, - рассказал "РГ" коренной таллинец, председатель Русской писательской организации Эстонии Владимир Илляшевич, который изучал историю памятника. - Он стал заслуженным советским спортсменом, работал тренером, судил соревнования. Но поскольку сразу после войны находился в заключении, то действительно никак не мог помогать Роосу". Хотя вероятно, что скульптор все-таки держал в голове образ фактурного Палусалу. По некоторым источникам, он послужил моделью и для других изваяний.

Называют еще нескольких кандидатов в Бронзовые солдаты, например, столяра Альберта Адамсона, который, правда, не воевал из-за профессиональной болезни рук. Его дочь вспоминала, как молодой Альберт случайно попал на глаза скульптору в каком-то переулке, тот зазвал "жертву" к себе в мастерскую и заставил десять часов простоять без движения. Однако большинство историков и краеведов, с которыми удалось поговорить "РГ", уверены: наиболее вероятным прообразом Солдата был эстонский красноармеец Велло Раянгу. После демобилизации он поступил в Академию художеств, где его и присмотрел Энн Роос. "Раянгу был настоящим героем. Во время войны он служил сержантом Эстонского стрелкового корпуса, был награжден двумя орденами Красной Звезды. Это редкий пример отваги, - рассказывает Владимир Илляшевич. - К тому же Роосу сподручно было выбрать подходящую модель среди своих студентов. Да и портретное сходство с памятником - налицо". Это семейное предание передавала и сестра сержанта Раянгу. Сам скульптор так и не раскрыл потомкам свой секрет. Лишь уклончиво говорил, что "моделью был эстонский солдат Красной Армии".

Эстония