22 марта - 20 апреля ЦВЗ "Манеж"
Для выставки в "Манеже" Владимир Любаров отобрал в основном новые работы, в частности, совсем "свежую" серию "Буза в деревне Перемилово". Она продолжает деревенский живописный эпос, которым Любаров увлекся в начале 1990-х, когда перебрался жить в деревню на границе Ярославской и Владимирской областей. Среди предыдущих "эпизодов" - серии "ФизкультПривет!" (2007), "Едоки" (2008)...
Перемиловский эпос, с одной стороны, вполне современен. В нем можно обнаружить многие приметы нашей быстротекущей жизни, будь то флэшмоб или горячие политические дебаты на деревенской улице. С другой стороны, он не скрывает своей сказочной, ирреальной природы. В флэшмобе "ласточек" на пустыре участвуют солидные крепкие тетеньки, вспоминающие гимнастическую молодость, вздымая ввысь руки и ноги. "Дебаты", где правая сторона мутузит левую, и наоборот, похожи на молодецкие кулачные бои. Фитнес селянок в купальниках у забора, под крики петухов, выглядит почти пасторалью.
Перевод реалий городской громокипящей жизни на язык сельской идиллии, разумеется, не может не дать комического эффекта. Герои поначалу кажутся чудаками, которые читают обрывки "вчерашних новостей", строят пирамиду с кочанами капусты в руках, дружно поедают бананы в зимней деревне... Но для Любарова абсурд и нелепица - черты отнюдь не сельского житья-бытья, а скорее - результат встречи неспешного, почти природного течения сельской жизни с сиюминутной изменчивостью городских новостей. Впрочем, правда и то, что в том Перемилове, которое возникает на холстах Любарова, никаких сельхозработ не наблюдается. Единственным их живым свидетельством оказываются натюрморты: при этом перцы, головки чеснока, кочаны капусты и прочая мертвая натура выглядят живее всех живых. Среди важных событий - юбилеи да поминки, пиры и баня, свидания и походы в сельпо, рыбалка и каток...
Конечно, вскоре обнаруживается, что комический этот эпос - парафраз не только новостной ленты, но и сюжетов мировой живописи - от Брейгеля до Шагала. Парафраз отчасти шутливый, но отчасти и всерьез. По крайней мере, барышни-крестьянки, прыгающие через веревочку и зависшие в полете не хуже влюбленных на витебских полотнах Шагала, выглядят особами поэтическими. Вообще в серии "ФизкультПривет!" мотив полета, парения, скольжения у Любарова прочно рифмуется с лирической мечтательной задумчивостью. И не важно, что в одном случае героини летят-прыгают вослед волейбольному мячику, а в другом - преодолевают высоту в прыжке... Любопытно, что летают на полотнах Любарова в основном женщины. В живописном эпосе они выглядят основными героинями. Не Валькирии, конечно, но, когда посмотришь на "Прогулку с велосипедом и мужчиной", понимаешь, кто в сказочном Перемилове рулит...
"Перемилово" у Любарова, конечно, сказочное. Не потому даже, что традиции лубка тут сплавлены со стилистикой "примитива". Важнее, что любая потасовка, даже политические "Дебаты", кончаются примирением и хеппи-эндом... Здесь нет ничего важнее пира и свиданий. Здесь мир прочен, а деревня многонаселенна. И жизнь прекрасна.