В России будет введено досудебное обжалование, в том числе в электронном виде, действий чиновников, вынуждающих людей выступать в унизительной роли просителей госуслуг. Об этом сообщила министр экономического развития Эльвира Набиуллина, выступая на международной конференции "Развитие государственного управления в России".
И добавила, что государство будет уделять повышенное внимание жалобам граждан, которые не могут быстро и в срок получить необходимые справки и документы в ГИБДД, Росреестре, Пенсионном фонде, других ведомствах, оказывающих государственные и муниципальные услуги. Набиуллина подчеркнула, что должностные лица будут нести прямую ответственность за предоставление некачественных госуслуг. Министр напомнила, что в Кодексе об административных правонарушениях за это предусмотрены штрафы от 3 до 30 тысяч рублей, и эта мера будет широко внедряться на практике. Эти и другие новации направлены на главную цель - создание сервисного государства для граждан и бизнеса, подчеркнула министр.
Один из целевых показателей здесь - сокращение времени проведения в очередях за различного рода справками с нынешних 55 до 15 минут. Кроме того, к 1 июля 2012 года все чиновники страны обязаны будут в режиме межведомственного взаимодействия, не гоняя граждан за необходимыми документами по разным кабинетам, обмениваться ими при оказании 80 региональных и 188 муниципальных услуг. На федеральном уровне этот жесткий режим действует с 1 октября 2011 года и уже доказал эффективность. За 4 месяца, по данным минэкономразвития, чиновники провели 6 миллионов межведомственных запросов. "Столько людей не стояли в очередях, не трепали нервы", - пояснила Набиуллина. Министр пообещала, что в ближайшее время в аналогичном межведомственном обмене информацией будут задействованы и контрольно-надзорные государственные органы. А в перспективе государство откажется от регламентации одиночных государственных услуг. И сосредоточится на комплексных "жизненных ситуациях".
|
Видео: Виктор Васенин |
Будут и дальше развиваться многофункциональные центры "одного окна". В России таких "фронт-офисов", в которых сконцентрированы десятки государственных услуг уже почти 700 в 62 регионах, в том числе в сельских поселениях. Министр с удовольствием отметила их "взрывной рост" в 2011 году и назвала регионы-лидеры - Ростовскую, Ивановскую, Челябинскую, Липецкую, Волгоградскую области, Краснодарский край. Именно в этих центрах, подчеркнула Набиуллина, люди уже сегодня тратят в очередях рекордные 15 минут, именно там создана комфортная для человека среда - места ожидания, работа консультантов. Такие продвинутые центры в удаленном электронном режиме скоро появятся во всех российских деревнях и селах, "в шаговой доступности", и будут действовать при почтах, банках, библиотеках, местных администрациях, уточнила Набиуллина.
Такие многофункциональные центры важны и для бизнеса. Мэр Москвы Сергей Собянин считает, что режим "одного окна" при получении госуслуг юридическими лицами улучшит деловой климат в стране. И пообещал, что такие центры для оказания услуг бизнесу вскоре появятся во всех округах столицы. Получат развитие и единые электронные центры обработки обращений граждан. Это, по словам Собянина, необходимо как для обратной связи с жителями и ревизии ненужных и "придуманных" госуслуг, так и для привлечения москвичей к управлению своим городом - оценке городских и районных программ, приемке работ по благоустройству, ремонту подъездов.
Перемены в предоставлении госуслуг россияне, кстати, уже заметили. По словам Эльвиры Набиуллиной, если шесть лет назад только 14 процентов опрошенных граждан были более-менее довольны их качеством, то в 2011 году таких было уже 74,6 процента. А в рейтинге ООН, оценивающем уровень развития "электронных правительств" и электронных госуслуг, Россия в 2011 году поднялась с 59-го на 27-е место и заняла третье место после США и Японии среди стран со стомиллионным населением, похвалила коллег из министерства связи и массовых коммуникаций Набиуллина. И сообщила, что внедрение новых видов комплексных электронных госуслуг на едином правительственном портале продолжится. Например, бизнес в скором времени сможет заявлять и продлевать лицензии по Интернету.
Между тем
По данным исследования, представленного вчера ректором Российской академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ Владимиром Мау, эксперты выявили 12 особо значимых для россиян государственных услуг, требующих постоянного мониторинга органов власти. Среди них - регистрация прав на недвижимость и землю (Росреестр), получение, замена паспортов (ЗАГСы, Федеральная миграционная служба), техосмотр, снятие с учета транспортных средств (ГИБДД), получение субсидий на оплату ЖКХ, выписки из домовых книг (муниципальные органы власти), сдача налоговых деклараций (Федеральная налоговая служба), получение ИНН, пенсионных свидетельств, оформление пенсий (Пенсионный фонд).