23.03.2012 00:51
Власть

Набиуллина: За некачественные госуслуги чиновников будут штрафовать

Время ожидания в очереди за паспортом и госуслугами будет сокращено до 15 минут
Текст:  Виктор Васенин Татьяна Зыкова
Российская газета - Федеральный выпуск: №64 (5737)
Читать на сайте RG.RU

В России будет введено досудебное обжалование, в том числе в электронном виде, действий чиновников, вынуждающих людей выступать в унизительной роли просителей госуслуг. Об этом сообщила министр экономического развития Эльвира Набиуллина, выступая на международной конференции "Развитие государственного управления в России".

И добавила, что государство будет уделять повышенное внимание жалобам граждан, которые не могут быстро и в срок получить необходимые справки и документы в ГИБДД, Росреестре, Пенсионном фонде, других ведомствах, оказывающих государственные и муниципальные услуги. Набиуллина подчеркнула, что должностные лица будут нести прямую ответственность за предоставление некачественных госуслуг. Министр напомнила, что в Кодексе об административных правонарушениях за это предусмотрены штрафы от 3 до 30 тысяч рублей, и эта мера будет широко внедряться на практике. Эти и другие новации направлены на главную цель - создание сервисного государства для граждан и бизнеса, подчеркнула министр.

Один из целевых показателей здесь - сокращение времени проведения в очередях за различного рода справками с нынешних 55 до 15 минут. Кроме того, к 1 июля 2012 года все чиновники страны обязаны будут в режиме межведомственного взаимодействия, не гоняя граждан за необходимыми документами по разным кабинетам, обмениваться ими при оказании 80 региональных и 188 муниципальных услуг. На федеральном уровне этот жесткий режим действует с 1 октября 2011 года и уже доказал эффективность. За 4 месяца, по данным минэкономразвития, чиновники провели 6 миллионов межведомственных запросов. "Столько людей не стояли в очередях, не трепали нервы", - пояснила Набиуллина. Министр пообещала, что в ближайшее время в аналогичном межведомственном обмене информацией будут задействованы и контрольно-надзорные государственные органы. А в перспективе государство откажется от регламентации одиночных государственных услуг. И сосредоточится на комплексных "жизненных ситуациях".

 
Видео: Виктор Васенин
В мировом рейтинге ООН развития "электронных правительств" и госуслуг Россия поднялась с 59-го на 27-е место

Будут и дальше развиваться многофункциональные центры "одного окна". В России таких "фронт-офисов", в которых сконцентрированы десятки государственных услуг уже почти 700 в 62 регионах, в том числе в сельских поселениях. Министр с удовольствием отметила их "взрывной рост" в 2011 году и назвала регионы-лидеры - Ростовскую, Ивановскую, Челябинскую, Липецкую, Волгоградскую области, Краснодарский край. Именно в этих центрах, подчеркнула Набиуллина, люди уже сегодня тратят в очередях рекордные 15 минут, именно там создана комфортная для человека среда - места ожидания, работа консультантов. Такие продвинутые центры в удаленном электронном режиме скоро появятся во всех российских деревнях и селах, "в шаговой доступности", и будут действовать при почтах, банках, библиотеках, местных администрациях, уточнила Набиуллина.

Такие многофункциональные центры важны и для бизнеса. Мэр Москвы Сергей Собянин считает, что режим "одного окна" при получении госуслуг юридическими лицами улучшит деловой климат в стране. И пообещал, что такие центры для оказания услуг бизнесу вскоре появятся во всех округах столицы. Получат развитие и единые электронные центры обработки обращений граждан. Это, по словам Собянина, необходимо как для обратной связи с жителями и ревизии ненужных и "придуманных" госуслуг, так и для привлечения москвичей к управлению своим городом - оценке городских и районных программ, приемке работ по благоустройству, ремонту подъездов.

Перемены в предоставлении госуслуг россияне, кстати, уже заметили. По словам Эльвиры Набиуллиной, если шесть лет назад только 14 процентов опрошенных граждан были более-менее довольны их качеством, то в 2011 году таких было уже 74,6 процента. А в рейтинге ООН, оценивающем уровень развития "электронных правительств" и электронных госуслуг, Россия в 2011 году поднялась с 59-го на 27-е место и заняла третье место после США и Японии среди стран со стомиллионным населением, похвалила коллег из министерства связи и массовых коммуникаций Набиуллина. И сообщила, что внедрение новых видов комплексных электронных госуслуг на едином правительственном портале продолжится. Например, бизнес в скором времени сможет заявлять и продлевать лицензии по Интернету.

Между тем

По данным исследования, представленного вчера ректором Российской академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ Владимиром Мау, эксперты выявили 12 особо значимых для россиян государственных услуг, требующих постоянного мониторинга органов власти. Среди них - регистрация прав на недвижимость и землю (Росреестр), получение, замена паспортов (ЗАГСы, Федеральная миграционная служба), техосмотр, снятие с учета транспортных средств (ГИБДД), получение субсидий на оплату ЖКХ, выписки из домовых книг (муниципальные органы власти), сдача налоговых деклараций (Федеральная налоговая служба), получение ИНН, пенсионных свидетельств, оформление пенсий (Пенсионный фонд).

Госуправление Минэкономразвития