Илие, я знаю, что вы мастер быстрого ответа на любые вопросы.
Илие Настасе: Насчет быстроты - не уверен. Лучше бы похвалили за деликатность.
Позвольте, начну с традиционного: кому, как не вам, сравнить романтический теннис вашей эпохи 60-70-х с сегодняшним.
Илие Настасе: Это действительно традиционно, но все об этом спрашивают именно меня. Для любого чемпиона - именно его эра наилучшая. Поэтому и сравнивать невозможно и назвать лучшего не берусь. Возьмите Пеле - никто не играл лучше в его времена. А сейчас говорят, что Месси даже и посильнее. Я застал еще великого австралийца Лейвера, потом были Агасси с Сампрасом, а сейчас появились Надаль с Джоковичем. Кстати, серба как раз сейчас члены Академии Лауреас, к которым отношусь и я, признали здесь, в Лондоне, не просто сильнейшим теннисистом, а спортсменом N 1 прошлого года.
Не спорю, но когда выступали вы, американец Макинрой теннис не напоминал быструю и порой очень предсказуемую игру. Были перепалки, обращения к зрителям, которые те охотно поддерживали.
Илие Настасе: Но тут необходимо не путать одного важного понятия. Если ты умеешь играть, воодушевляя толпу, то остаешься в ее памяти как человек, чуть не впрямую с болельщиками общавшийся. Конечно, это нравилось. Сейчас такого контакта, как правило, нет, теннисисты играют сами для себя. Главное - выиграть турнир, подняться выше в рейтинге, заработать деньги и титулы. Это превратилось в работу - тяжелую, увлекательную, за которой все равно следят с огромным вниманием. Выйдет у кого-то из теперешних хоть изредка найти контакт с болельщиком, уже хорошо.
А как вы смотрите на то, что теннис превратился в битву мощнейших подач?
Илие Настасе: И с этим нельзя не согласиться. Но пришла эпоха новых технологий, новых ракеток. Я играл деревянной, а тут взял новенькую сегодняшнюю из металла или еще из чего-то сделанную. И оказалось, что в 66 лет я подаю с гораздо большей скоростью, чем тогда, когда занимал первые места на крупнейших турнирах. Все же считаю, что больше нас, мужчин, от этих новых ракеток выиграли прекрасные леди. Раз - и мяч летит со скоростью свыше 100 километров.
Вы неплохо знакомы с нашими российскими теннисистами.
Илие Настасе: С некоторыми даже очень хорошо. Например, с Шамилем Тарпищевым. По-моему, играл с ним в каких-то турнирах, может и в Кубке Дэвиса. Ему сейчас 65?
7 марта исполнилось 64.
Илие Настасе: Ну, надо же, а я думал мы ровесники. Это при нем Кафельников и Сафин выигрывали Кубок, а девушки ваши просто заполонили "десятки" с "двадцатками". Плюс постоянство в победах Кубка Федерации.
Но сейчас дела идут не столь хорошо.
Илие Настасе: А вы хотите, чтобы они всегда шли хорошо? Так ни в спорте, ни в жизни не бывает. Радуйтесь, что с женщинами все в относительном порядке. Мужской теннис развивается некими волнами. Вот прокатилась австралийская волна, шведская, на гребне которой был Борг, потом американская, ваша. Умейте ждать, набираясь терпения. Возвратимся к этой теме через пару годков и тогда посмотрим. Лишь бы волна не накрыла с головой.
Как вы относитесь к тому, что теннис вновь включен в программу Олимпийских игр?
Илие Настасе: Скажу вам откровенно: какой же это олимпийский спорт? Я вышел из гущи игроков, и не думаю, что Олимпийские игры так уж занимают их умы. У теннисиста главная мечта - победа в турнире "Большого шлема". И зачем нам Олимпиады, если имеется престижный Кубок Дэвиса? Легкая атлетика с марафоном, гимнастика, плавание. Фехтование - вот они, настоящие, олимпийские. Теннис в свое время исключили из олимпийской программы и вновь включать его было нечего.
Может быть, вы придерживаетесь такого мнения, потому что сейчас даже последние теннисисты из "двадцатки" зарабатывают миллионы, получая деньги под столом за одно только согласие поучаствовать в крупном турнире.
Илие Настасе: Кто знает, плохо это - хорошо? Раньше у нас и спонсоров-то особых не было. Немного денег от телевидения - вот и все доходы организаторов, которыми они не щедро делились с нами. А теперь телевидение платит огромные суммы, следовательно, и игрокам заслуженно перепадает гораздо больше. И не думаю, что эти денежные потоки прекратятся. Наоборот, станут еще мощнее, потому что теннис - вид спорта очень телевизионный, привлекающий новых и новых спонсоров. До нас теннисисты вообще ничего не зарабатывали. Нам, к примеру, на "Ролан Гарросе" в 1968-м, уже понемножку платили. В 1970-х теннис превратился в сугубо профессиональный вид спорта, и с тех пор все в нем изменилось. Игра двинулась вперед...
А вместе с нею и банковские счета игроков.
Илие Настасе: Но теннисисты это заслужили. Они все время в игре. Профессия доходная, но тяжелая.