Проектировщики компании КК-Architects приступили к разработке мастер-плана развития Березников, Соликамска и Усолья. В начале работы над проектом выяснилось, что критерии объединения этих городов еще не определены.
Соль под ногами
Впервые в России сразу для трех соседних городов будет разработан мастер-план - долгосрочный, на 20 лет вперед. Над будущим Березников, Соликамска и Усолья предложили подумать 11 зарубежным проектным бюро, цена вопроса - около трех миллионов долларов. От иностранцев, как объясняют в правительстве края, ждут нестандартного, "несоветского" проектного решения.
Предложением заинтересовались шесть иностранных компаний, три вышли в финал конкурса - немецкая, голландская и американская. Из них и выбирали победителя, автора проекта грядущего экономического бума в Верхнекамье.
Голландцы заявили, что в Березниках жить нельзя вообще, и предложили город переселить. От их проекта пермские власти и заказчик, компания "Уралкалий", отказались. Американцы предложили - для усиления "межселенных" отношений - построить между тремя городами Сити, с торговыми центрами и офисами. Немцы в тех же целях предложили вариант "летнего" и "зимнего" городов, что предполагает сезонное перемещение жителей из района в район. Выбрали немецкий сценарий: он показался дешевле и основательнее.
- Хотя мы понимаем, что в чистом виде это предложение (Усолье - летний город, Березники - зимний) достаточно нестандартно, - говорит Павел Блусь, экс-министр регионального развития Пермского края, курировавший разработку мастер-плана Березниковско-Соликамской агломерации. - Во всех трех городах люди живут круглый год. Но, с другой стороны, мы понимаем, что у нас существует летняя миграция дачников...
Местные жители тем временем теряются в догадках: что же, кроме дачников, объединяет Березники, Соликамск и Усолье - "разве что 20 километров разбитых дорог", как пишут березниковцы на форумах. Возможно, что связи городов - на поверхности, в прямом смысле слова: под ногами у всех - месторождение калийных солей.
Что немцу хорошо
Немецкий холдинг выбрали еще и оттого, что его компании имели опыт инженерных работ в Рурской области, где активно добывается каменный уголь: они лучше других готовы сотрудничать с городами, расположенными на подработанных территориях.
За будущее Березников, Соликамска и Усолья будут отвечать главным образом шесть человек: директор проекта Пол Роджерс, главный проектировщик Кристоф Коль, руководитель проекта Йохан Ребе, авторы стратегического, ландшафтного, транспортного планирования Лоури Робертсон, Тобиас Мике и Герри Продл и еще 16 вспомогательных специалистов и экспертов.
Архитекторы из Германии до сих пор участвовали в разнообразных проектах: строили аэропорты, театры, дворцы в Эр-Рияде, поместья шотландских лордов, готовили мастер-планы для небольших по нашим меркам районов европейских и арабских городов. Но когда иностранные проектировщики прибыли в Верхнекамье, они поняли, что у них есть проблема: с такой задачей, какую им предложили пермяки, они еще не сталкивались.
Архитекторы провели в Березниках, Соликамске и Усолье два дня. Им показывали города с вертолета и с земли. Они увидели растущую цену на калийные соли и одновременно - колеблющийся мировой спрос на них. Еще оценили наличие квалифицированных рабочих, но отметили и тенденцию к оттоку населения из Верхнекамья. С такими общими категориями им и предстоит работать: мастер-план разрабатывается в масштабе 1:10000, то есть в отличие от генпланов городов он куда менее детален, зато более концептуален.
- В этих территориях они увидели большой запас упущенных возможностей и нереализованного потенциала, - объясняет Павел Блусь, экс-министр регионального развития края. - Несмотря на то, что Верхнекамье - это "республика химии", здесь добывается калий и выплавляется магний, немецкие проектировщики, как это ни покажется странным, сочли природно-экологические условия благоприятными. Красота нашей природы их впечатлила. Это - потенциал, который нужно использовать.
К упущенным возможностям, по словам Павла Блуся, немецкие архитекторы отнесли уровень развития инфраструктуры: сегодня Березники, Соликамск и Усолье, стоящие на Каме, связывает только автобусное сообщение. "Почему нет речной связи? - удивились иностранцы. - Почему между Березниками и Усольем не бегают речные трамвайчики?!" Однако пустить по Каме венецианские гондолы - в качестве возможного варианта нестандартного решения - немцы не предложили.
Идем по стрелке
В техническом задании к мастер-плану Березниковско-Соликамской агломерации указано, что в итоге у городов должна появиться схема их размещения - уже предполагается расширение границ Березников и Соликамска с учетом того, что в городах необходимо решать проблемы расселения жителей из ветхого и аварийного жилья. Проектировщики представят способы преобразования центральных районов городов Верхнекамья, размещения жилья и коммерческих объектов, социальной и инженерной инфраструктур.
Немецкие архитекторы начали с названий: Соликамск поэтично назвали Городом церквей, Усолье - Жемчужиной на реке, Березники - просто Столицей конурбации (конурбация - группа сближенных и тесно связанных между собой самостоятельных городов, образующих единство благодаря интенсивным экономическим и культурно-бытовым связям между ними - прим. ред.). Все три города объединяются в Камскую триаду. Затем по прибрежному району Столицы нарисовали зеленую стрелку.
- Мы же знаем, что Березники фактически отгорожены от Камы промзоной, - говорит Павел Блусь. - А эта стрела содержательно указывает на то, что здесь должен быть организован "коридор" - места досуга и отдыха, - который позволит "вывести" граждан ближе к реке. Может быть, такая идея пришла бы и нашим архитекторам, но мы привыкли довольствоваться малым: если есть возможность через забор перелезть и добраться до пляжа - значит, все так и будут делать, а не забор переносить.
Другие четыре стрелки, протянувшиеся между Березниками и Соликамском, предполагают развитие альтернативных связей между городами: создание рекреационного пояса, возможно с участками под дачи, автомобильных трасс.
Чтобы архитекторы не рисовали стрелки вслепую, к участию в разработке мастер-плана пригласили и глав городов и районов Верхнекамья. Они должны сформулировать в своих стратегиях социально-экономического развития планы на будущее, чтобы заранее состыковать их с готовящимся документом.
Например, в Соликамске стратегия развития городского округа до 2030 года предполагает строительство железнодорожного вокзала, реконструкцию местного аэропорта, возведение восьми детсадов, четырех школ, двух пожарных депо, запланированы еще и новые спортивные комплексы, медицинские центры и даже музей современного искусства.
- Сейчас мы ждем экспертной оценки наших предложений, - рассказывает Людмила Багрянская, заместитель главы Соликамска. - Нам очень интересно, как иностранные архитекторы увидят развитие Соликамска: хочется же, чтобы город красиво выглядел, чтобы памятники наши заиграли по-новому...
В Усолье, по словам Зои Созиновой, главного архитектора района, ждут, что мастер-план агломерации принесет глобальные перемены. Району необходимо решить две большие задачи: открыть новое производство и построить дополнительные газопроводы.
Задача - минимум
Дело немецких проектировщиков - увидеть, что объединяет такие разные устремления районов.
- Я тоже не до конца понимаю, что связывает Соликамск и Березники, - рассуждает Павел Блусь. - Но исторически связи существовали. Нужно выяснить, насколько они сохранились. Первый признак готовности территорий к объединению - маятниковая миграция, на основе этих данных и выделяются границы агломераций. Но подобную миграцию между Соликамском и Березниками последний раз просчитывали в 1970-80 годах...
Маятниковую миграцию между двумя крупнейшими городами Камской триады каждый день просчитывают, например, на автовокзале - по количеству проданных билетов. С тех пор, как компания "Уралкалий" стала возить сотрудников на своих автобусах, пассажиропоток между городами сократился, демонстрируя развитость уже не промышленных, а социальных связей.
- Иногда билеты на автобус покупают два-три человека, иногда вообще пустыми в рейс отправляем, - говорит Людмила Водопьянова, старший кассир соликамского вокзала. - Вот статистика: за минувшую пятницу по направлению Соликамск-Березники мы перевезли 285 пассажиров. А раньше автобусы ходили полные, люди ездили стоя.
Кроме маятниковой миграции, специалистам, впервые в России готовящим мастер-план развития сразу трех городов, придется просчитывать для каждого поселения потребности его рынка, экономические тренды, состояние жилищного фонда, экологии, всей социальной сферы, развитие транспорта. Но даже если свершившийся мастер-план не повлечет экономического роста городов, увеличения количества рабочих мест, то он выполнит хотя бы свою задачу-минимум - выявит риски и определит зоны безопасного строительства новых домов и кварталов.