Николай Досталь,режиссер:
- В Израиле запретили снимать слишком худых моделей. И я считаю, что это правильно. Истощение никому не идет на пользу.
Для Израиля принятие такого закона особенно актуально, потому что, насколько мне известно, от анорексии в этой стране гибнет большое количество юных девушек. Думаю, что принятый закон спасет многих от этого страшного истощения.
В нашей стране эта проблема тоже актуальна. Навязчивой идеей похудения сегодня страдают многие представительницы слабого пола. Я не ратую за то, чтобы все наши модели растолстели и стали толстушками. Но, согласитесь, во всем должна быть мера. Не нужно крайностей. Конечно, модели, должны быть стройными, но не до такой же степени, чтобы страдать анорексией и чтобы из-под кожи торчали кости!
Я помню в середине 60-х годов появилась английская модель Твигги. Жутко худющая, как говорится, "кожа да кости". О ней все говорили и везде писали. Своей невероятной худобой она совершила революцию в модельном бизнесе. Девушки страшно мечтали быть на нее похожими. Но даже тогда, несмотря на ее дикую популярность, находились критики, которые относились отрицательно к такой вопиющей худобе.
Сегодня ситуация в общем-то не изменилась, девушки-подростки в ущерб своему здоровью подвергают себя "голодным пыткам" ради того, чтобы быть похожими на тощих моделей. В молодости, конечно, все эти эксперименты могут проскочить, хотя мне известен не один случай, когда увлеченных похудением подростков с трудом возвращали к жизни. Потом, когда девушки становятся взрослее, они начинают задумываться о своем здоровье. Но в более зрелом возрасте организм припомнит такие эксперименты болезнями и прочими неприятностями.
Стремление к неестественной худобе на самом деле серьезная проблема, о которой стоит говорить. И я считаю, что об этом должны говорить профессионалы. Может быть, частично в этом виноват рекламный бизнес, который упорно навязывает нам свои нормы. И в данном случае закон как раз должен помочь решить эту проблему. Если в рекламе перестанут мелькать чрезмерно худые модели - девочкам и девушкам не будут навязываться сомнительные стандарты красоты .
На мой взгляд, лучше все же быть чуть-чуть худым, чем упитанным.. Ведь известно, что лишний вес, как и излишняя худоба, наносит большой вред организму. Одна нагрузка на сердце чего стоит. Любое переедание хуже, чем здоровое похудение. Я подчеркиваю - здоровое. Во всем нужно соблюдать баланс. Я за то, чтобы взрослые не переедали, а главное - не перекармливали детей и внуков. У нас очень часто видишь таких детишек, чуть ли не квадратных, а ведь дети должны быть просто поджарыми.
Виктор Тутельян, академик РАМН, директор НИИ питания РАМН:
- Проблема распространяющейся не только в Израиле, но и во многих западных странах анорексии (психическое расстройство, характеризующееся болезненным желанием похудеть. - Ред.) очень сложная, и никакие запретительные меры ее не решат. Образование и еще раз образование, разъяснение, чем опасно стремление к худобе и как при этом легко перейти опасную черту, - только это поможет.
В том, что молоденькие девочки западают на нездоровый идеал красоты топ-моделей, вина СМИ относительна, она, скорее, в том, что они не информируют людей, насколько серьезен риск. Есть тут и наша вина, врачей, что не проявляем настойчивости, требуя, чтобы растущую опасность увидели и признали с помощью тех же СМИ и власти, и общество. Кто из девочек и их родителей знает результаты последних исследований, которые показывают, что в наше время это заболевание встречается уже у 16-20 процентов людей? Или о том, что, по данным ВОЗ, 20 процентов случаев анорексии заканчиваются летальным исходом?
Не надо ничего запрещать, дайте место в журнале, на газетной полосе нашим врачам, ученым. Сколько раз обращались к редакторам с таким предложением, - безрезультатно. Видимо, не умеем убедить в остроте этой темы для нашей страны. Но приходите, посмотрите на пациенток клиники нашего института, возможно, без всяких слов станет ясно, что проблема существует не только для Израиля, Италии, Испании, Франции, Великобритании, где уже несколько лет озабочены ростом случаев анорексии. И ведь такие больные с этим диагнозом есть и в других клиниках, а большинство - вообще к врачам не обращаются, не понимают, что их стремление стать, как модель на глянцевой обложке, уже перешло в патологию, уже - болезнь, выбраться из которой очень непросто. Так что проблема анорексии, к сожалению, все более актуальна и для России. И не знаю, как в Израиле, но в России никакой запретительный закон эту проблему не решит.
Ну, представьте, приняли мы такой закон. У нас ведь как? Все запретное немедленно перемещается в тень, в подполье и лишь, что называется, дорожает в цене и растет в привлекательности. Особенно - для подростков, чья психика еще не окрепла и жизненные ценности не сформированы. А ведь именно лет с 14-15 девочки начинают обращать внимание на свою фигуру и часто весьма критически относятся к своему телосложению. Тут-то все и начинается - диеты, отказ от пищи, изнуряющие процедуры вроде клизм и рвотных средств. А дальше - первые симптомы болезни: страх поправиться, человек старается похудеть, не будучи полным.
Возраст большинства наших пациенток, проходящих лечение от анорексии, - 18-25 лет.