Недавняя премьера театра "Современник" - спектакль "Анархия" по пьесе Майка Пэкера в постановке Гарика Сукачева - возвращает нас к временам, когда этот театр был в центре внимания.
Сильная, запоминающаяся постановка "выпадает" из всего нынешнего репертуара "Современника", но придирчивый зритель порой уходит из зала, не дожидаясь конца первого отделения. Хотя таких мало. И не выдерживают они, в частности, обилия нецензурной лексики, но как же можно ставить спектакль о рокерах, обходясь без нее? И вообще: можно ли обойтись в искусстве без "непереводимой игры слов", особенно когда приходится выражать сильные чувства и эмоции?
Авторское название пьесы "Анархия" - "Дисфункционалы". Она с большим успехом прошла в Лондоне в Буш-театре. А сегодня ведутся переговоры о ее новой постановке в одном из театров знаменитого лондонского Вест-Энда. На русский пьесу перевела Оксана Алешина.
В "Анархии" рассказана история возвращения на сцену распавшейся 25 лет назад панк-рок группы. Но это фабула, а подлинное содержание и пьесы, и спектакля - размышления о том, какова цена компромисса в искусстве и в жизни.
Некая фирма вспоминает о популярной песне знаменитой рок-группы "Люди из пластика", причем менеджерам коммерческой структуры кажется, что она как нельзя более подходит для рекламы их пластиковых карточек. Нужно только изменить слова.
Билли - фронтмен (в исполнении Михаила Ефремова невероятно по стилистике похож на самого Гарика Сукачева) - уже давно на обочине жизни - сортирует фасоль на одном из складов. К нему с предложением принять участие в рекламе приходит экс-гитарист группы Марк - эту роль исполняет Дмитрий Певцов. И начинается… Билли - против. Он - за искусство в чистом виде. Однако реальность такова, что так выжить невозможно. И другие рок-товарищи все же убеждают Билли пойти на компромисс с самим собой. Причем решающее слово останется за его прежней возлюбленной - Лу. У нее - неизлечимая болезнь, и очень нужны деньги.
В своем компромиссе Билли зайдет так далеко, что вначале попытается прямо на сцене свести счеты с жизнью. А потом… Потом и на сцене, и в телевизионном мире - он будет везде. В том числе и в самой популярной суперигре.
Эта дорога - от человека со своими жизненными установками до беспринципного шоумена, играющего в суперигру, - и есть суть пьесы. Внутренние искания и метания, отношения с коллегами, друзьями и любимой женщиной. Спектакль "Анархия" переворачивает внутренний мир любого зрителя. А художественный руководитель театра Галина Волчек вызывает уважение прежде всего благодаря тому, что отважилась на смелый эксперимент: бунтарскую постановку в непростое время, когда тысячи людей выходят на митинги и задумываются каждый о своем компромиссе.
"Анархия" - большой проект, который потребовал не только особой, дорогостоящей сценографии, но и уникального актерского кастинга. Полностью доверяя художественной интуиции Сукачева, Галина Волчек пригласила для работы над этим спектаклем не только артистов "Современника". Речь о Михаиле Ефремове и Дмитрии Певцове. Помимо них, главные роли в спектакле исполняют артисты труппы театра Ольга Дроздова, Мария Селянская и Василий Мищенко.
Действующие лица:
Билли Аборшэн - Певец,
Луис Гаш - Бас-гитара,
Марк Фэсиз - Гитара,
Джон Смит - Барабаны,
Джина - американка, за 30.
NB: Участникам группы от 46 до 55 лет.
Возможен ли мат в искусстве?
Игорь Кириллов, народный артист СССР:
- К сожалению, сегодня мы слышим эти слова всюду, где звучит русская речь. Но мат в произведениях искусства - это, наверное, самая мощная его пропаганда и, увы, очень точное отражение современного уровня культуры. Искусству это не просто не добавляет силы - а, по-моему, наоборот, понижает его посыл.
Евгений Бунимович, уполномоченный по правам ребёнка в Москве:
- Я считаю, что нужно не только охранять культуру от мата, но и мат от ежеминутного употребления. Давайте оставим эту лексику там, где она всегда и употреблялась, не будем расширять ее поле. Тем более, что русское искусство и литература давно уже продемонстрировали свои возможности и без этих "выразительных средств". Матерящийся художник сегодня демонстрирует не художественную силу, а художественную беспомощность и поэтому просто тупо бьет зрителя по башке. Мне кажется, что можно всегда найти более тонкие и точные средства выражения.
Юрий Рост, журналист:
- Если честно, меня не радует, что зрительные залы сегодня спокойно воспринимают мат. Правда, есть моменты в искусстве и в жизни, когда он необходим как средство усиления эмоций. Классики, правда, без мата обходились, но, наверное, у них просто жизнь была другая.
Екатерина Гениева, директор Всероссийской библиотеки иностранной литературы:
- В принципе, это тоже пласт русского языка, но художественный текст не должен превращаться в поток матерщины. Наша литература в этом смысле англоязычную - вопреки мнению, что в английском языке обсценная лексика вошла в обиход - уже перещеголяла. Ведь романы Джойса, было дело, даже распространялись подпольно - как раз потому, что там много нецензурщины.
Валерий Кипелов, экс-лидер группы "Ария":
- Я считаю, что матерные выражения не должны присутствовать ни на сцене, ни на экране. Многие сегодня говорят, что вот, художественный замысел, без этого нельзя, из песни слов не выкинешь…Выкинешь и еще как! Я сам не без греха, могу иногда высказаться так, что мало не покажется, но со сцены - никогда.