29.03.2012 00:41
Экономика

Законопроект по новому бюджетному правилу минфин должен подготовить к 15 апреля

Минфин и минэкономразвития спорят, сколько нефтяных денег может тратить казна
Текст:  Елена Кукол
Российская газета - Федеральный выпуск: №68 (5741)
Читать на сайте RG.RU

Минфин и минэкономразвития пока не могут прийти к консенсусу относительно нового бюджетного правила, которое должно ограничить расходы госказны, признал замминистра экономического развития Андрей  Клепач.

Ведомства преследуют разные цели, но главное сейчас - это не теоретические споры, а ненаращивание бюджетных трат, говорят эксперты "РГ". Законопроект по новому бюджетному правилу минфин должен подготовить к 15 апреля. Ранее сообщалось, что ведомство предлагает рассчитывать расходы исходя из средней десятилетней цены на нефть, а все полученное сверх того - отправлять в резервные фонды. По оценкам министра финансов Антона Силуанова, сейчас средняя десятилетняя цена на нефть - 70 долларов за баррель. Бюджетное правило планируется внедрять постепенно, в течение 2013-2016 годов.

Зафиксировать цену на уровне десятилетней "впрямую, в лоб фактически невозможно, потому что это означает просто огромный секвестр бюджета", считает Клепач. Промежуточный вариант, рассказал он, взять цену на нефть предыдущего года или трех лет и оценить, как бюджет может реализовываться в этих условиях. "Бюджетные правила нужны", - соглашается замминистра. Но в каком формате - это предмет обсуждения.
Представить себе сейчас, что расходы бюджета будут рассчитываться исходя из стоимости барреля в 70 долларов невозможно, говорит Андрей Чернявский из Центра развития НИУ "Высшая школа экономики". В бюджете этого года заложена цена нефти в 100 долларов за баррель, дефицит прогнозируется в 1,5 процента ВВП, уточняет он. А ненефтегазовый дефицит бюджета, то есть без учета доходов от нефти и газа - около 10 процентов ВВП.

О том, что его надо сокращать, говорят многие. Международный валютный фонд, напоминает Чернявский, рекомендовал России вернуться к правилу, по которому предельный ненефтегазовый дефицит не может быть более 4,7 процента ВВП. Оно действовало до кризиса, прописано в Бюджетном кодексе, но потом было приостановлено. Это тоже неплохой механизм, но ввести его сейчас сложно - слишком много набрали обещаний, не исключено, что расходы казны будут пересматриваться в сторону увеличения на фоне высоких нефтяных цен и в этом году, говорит Чернявский. Именно в росте расходов и заключается сейчас, по его мнению, главная опасность.  "Если при верстке бюджета на 2013 год удастся сформировать такой же или более экономный план по расходам, как в этом году, это будет уже неплохо, - считает Чернявский. - При стоимости нефти в 100 долларов можно выйти на 1 или 0,5 процента дефицита.

Главное - обозначить траекторию снижения расходов в течение ближайших трех лет. И, в конце концов, выйти на профицит бюджета".
"Но  приходится решать не только задачи бюджетной устойчивости, минэкономразвития стремится стимулировать госинвестиции, которые могут подталкивать инвестиционный процесс, способствовать  достижению более высоких темпов роста  для экономики", - объясняет логику ведомства Эльвиры Набиуллиной эксперт.

Федеральный бюджет Минфин Минэкономразвития