27.03.2012 00:40
Экономика

Аналитики усомнились в рациональности обращения к налоговым консультантам

Текст:  Егор Батанов
Российская Бизнес-газета - Налоговое обозрение: №12 (841)
Читать на сайте RG.RU

Практика должна подтверждать позицию компании

 

Официальная статистика позволяет практически однозначно утверждать, что в 90% случаев компания способна самостоятельно - без привлечения внешнего налогового консультанта, юриста или адвоката - разрешить свой спор с налоговым органом. Основные причины обращения к таким консультантам лежат больше в нерациональной области.

Финансовый директор или бухгалтер не представляют себе предстоящие юридические процедуры, юрист компании считает, что НК РФ, ПБУ и т.п. - это темный лес для непосвященного. В итоге все боятся "неизвестности", а страх покупателя - один из лучших двигателей торговли. На самом деле при эффективно настроенных внутренних коммуникациях "юристы - финансовый блок" самостоятельное решение налоговых вопросов для компании становится делом техники.

Получив акт проверки, многие, увидев лимит на представление возражений в 15 дней, начинают судорожно искать быстрые решения. На самом деле надо успокоиться и приступить к делу. 15 дней, указанные в акте, являются не календарными, а рабочими, и считаются не с даты акта, а с того дня, когда акт был получен на руки налогоплательщиком. Более того, даже после этого срока можно передать в налоговый орган новые доказательства своей правоты.

Итак, первый документ, который нужно подготовить, - это возражения на акт проверки. Это краеугольный камень всего налогового спора. Для подготовки возражений надо найти и классифицировать все ошибки налоговиков. Ошибки бывают формальные, процедурные, фактические и по существу.

Забудьте о формальных ошибках (опечатки, неправильные даты, ошибки в наименованиях и т.п.)! Ни один суд и тем более налоговый орган не примет эти ошибки во внимание. Их даже не исправят, когда будут писать решение по итогам проверки. Аналогичное правило действует в отношении процедурных ошибок (несоблюдение правил проведения проверки и ее сроков). Переходите сразу к ошибкам фактическим и по существу. Фактические ошибки - это искажение обстоятельств, содержания документов (иногда очень близко к формальным опечаткам). Если допущены арифметические ошибки, то о крупных пишите сразу - снимите большие претензии до суда. О небольших можно умолчать, чтобы иметь больше сто процентных доводов в будущем.

Ошибки по существу - это вопросы толкования существа хозяйственных операций и норм закона. Именно здесь требуется умение юриста "ворочать дышлом". Необходимо логично и уверенно показать налоговикам, что они неправильно понимают суть сделок или буквы закона. Необходимо опираться также и на правоприменительную практику (судебные акты, письма минфина). Практика, однако, должна подтверждать позицию компании, а не быть ее отправной точкой.

Обязательно проверьте соблюдение трехлетнего срока привлечения к ответственности. Также налоговые органы часто забывают о том, что с компании нельзя взыскать штраф, если у нее есть переплата по налогам, или о том, что с налогового агента нельзя взыскать неудержанную сумму налога. Не забудьте приложить все доказательства, которые неизвестны налоговикам. В противном случае суд может отказать потом в использовании таких доказательств.

На заседании комиссии в налоговом органе не обольщайтесь насчет возможного результата. Нужно оставить у лица, принимающего решения, уверенность в том, что налоговики не правы, компания знает все их слабые стороны и готова идти в суд. Остальное будет зависеть от того, насколько вы "соотноситесь" с планом по доначислениям. Иногда при сильной позиции компании ей предлагают договориться - снять часть претензий в обмен на какую-то сумму, которая не будет оспариваться. Решение по этому вопросу должно быть взвешенным.

Если вы продолжаете борьбу, то после получения итогового решения необходимо обязательно подать жалобу в вышестоящий налоговый орган. По факту это те же возражения, только с другим адресатом. На каждой новой стадии, в том числе и в суде, из предыдущего текста исключаются эпизоды, по которым требования удовлетворены, а также обновляются доводы и ссылки на правоприменительную практику. Жалоба подается через нижестоящий орган, который вынес решение.

Когда и вышестоящий орган оставит решение в силе, остается дорога только в арбитражный суд. Помимо основного заявления вы можете попросить суд приостановить действие решения, чтобы с компании не списали деньги. Однако шансы получить такое обеспечение крайне малы и возможны только, если списание денег действительно угрожает вашему бизнесу или вы готовы потратиться на банковскую гарантию на сумму не менее половины претензий.

В заседаниях не следует спорить с судьей, всю критику необходимо экстраполировать только на налоговый орган. Суду необходимо "разжевать" все доводы, каждую существенную цифру. Каждое утверждение должно быть подкреплено документом. Мы всегда рекомендуем делать сводные таблицы и схемы по доводам, чтобы даже самый неосведомленный человек мог разобраться в вопросе. Конечно, необходима полная опись материалов дела, чтобы каждый документ мог быть незамедлительно проверен в заседании.

Решение суда первой инстанции - это 90% всего дела, поэтому здесь надо приложить максимум усилий и учесть все детали. Если налоговики обжалуют решение, то необходимо понимать особенности апелляции и кассации. Во-первых, в апелляционном суде дело рассматривается по существу, но представлять новые доказательства может только выигравшая до этого сторона. Во-вторых, в кассационном суде проверяются только правовые выводы. Все фактические обстоятельства считаются правильно установленными нижестоящими судами.

Если дело оказалось в числе "избранных" и попало на рассмотрение Президиума ВАС РФ, то, пожалуй, все-таки стоит воспользоваться помощью опытных специалистов.

Егор Батанов, партнер компании "Некторов, Савельев и Партнеры"

Налоги