Рассмотренные и принятые Госдумой налоговые законопроекты в первом квартале этого года можно c полным основанием охарактеризовать как инновационный прорыв в налоговой политике страны. То есть они олицетворяют продуктивную работу по оптимизации стимулирующих механизмов налоговых законопроектов. Как известно, Налоговый кодекс Российской Федерации содержит инструмент поддержки инвестиций - инвестиционный налоговый кредит. Напомню, что инвестиционный налоговый кредит - это форма изменения срока исполнения налогового обязательства, при которой налогоплательщику, особенно если он занимается научно-техническими исследованиями, предоставляется возможность уменьшить платежи по налогу на прибыль организации с последующей уплатой суммы кредита и процентов.
Этот механизм эффективно развивается для внедрения в производство новейших технологий в стране. В частности, новый законопроект "О внесении изменений в статью 67 части первой и статью 288 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" предоставляет регионам возможность усилить позиции государственного стимулирования роста инвестиций и обеспечить поддержку высокотехнологических инвестиционных проектов без ущерба для бюджета. Законопроектом предлагается наделить субъекты РФ полномочиями по установлению инвестиционного налогового кредита, включая сроки его действия.
Что же касается изменений в статью 288, то они определяют четырехлетний период с 1 января 2012 года по 31 декабря 2015-го при изменении порядка уплаты налога на прибыль организаций собственников объектов Единой системы газоснабжения в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков.
Другой принятый в первом чтении законопроект "О внесении изменений в статьи 76 и 86 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" установит новый прогрессивный вид отчетности: передача документов между банками и налоговыми органами будет осуществляться по единому формату и только в электронном виде. В настоящее время они передаются налоговым органом на бумажном носителе или в электронном виде. Согласно изменениям в статью 76, у банков такого выбора не будет, и они обязаны направлять информацию в налоговые органы только в электронном виде.
Несомненно, переход на электронный документооборот будет способствовать минимизации как операционных рисков банков, так и материальных затрат на содержание дополнительного штата сотрудников, расходов на бумагу и почтовые услуги.
Таким образом, перечисленные выше законопроекты решают реальные задачи по модернизации экономики и стимулированию инноваций в стране. Регионы смогут самостоятельно принимать решение о предоставлении инвестиционных налоговых кредитов (ИНК) по региональным налогам и налогу на прибыль организаций в части, зачисляемой в бюджеты субъектов Российской Федерации, а банки смогут направлять в налоговые органы необходимую им информацию по установленному формату в электронном виде. Это избавит службы от необоснованного дублирования извещений, что создает лишнюю работу для банков и сократит бумажный поток документов. При этом целесообразно бюджетные средства направить на создание более эффективных и продуктивных электронных сетей связи, чтобы потоки информации не приводили к их сбоям и перегрузкам.
Отмечу и принятый также в марте в первом чтении законопроект "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт". Он предусматривает освобождение индивидуальных предпринимателей, использующих упрощенную систему налогообложения на основе патента, от обязанности установки контрольно-кассовой техники. Законопроект давно назрел, и его ждали российские бизнесмены. Как известно, уплата единого налога на вмененный доход предусматривает освобождение налогоплательщиков от основных налогов, и, следовательно, кассовые счетчики в данном случае оказываются бесполезными для учета доходов. В связи с этим применение этой техники для плательщиков единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности утрачивает смысл.
Практика показывает, что помимо неоправданных затрат на покупку и обслуживание кассовых аппаратов налогоплательщики обязаны были регистрировать используемые машины в налоговых органах, осуществлять их техническое дорогостоящее обслуживание в специализированных центрах. Это все приводило к излишней бюрократической волоките и необоснованным финансовым затратам. Законопроект освободит предпринимателей от излишнего бремени и снимет лишние барьеры в развитии малого бизнеса. Второе чтение этих двух законопроектов, принятых в первом чтении, планируется в апреле.
Юрий Васильев,
член Комитета Госдумы
по бюджету и налогам