27.03.2012 00:42
Экономика

Инвестиционная деятельность должна стать основой экономического роста

Гарантию от изменений условий налогообложения в худшую сторону инвесторы сегодня получить не могут
Текст:  Игорь Туревский Дмитрий Фадеев (члены Экспертного совета Торгово-промышленной палаты РФ по совершенствованию налогового законодательства)
Российская Бизнес-газета - Налоговое обозрение: №12 (841)
Читать на сайте RG.RU

Важнейшим показателем комфорта для инвесторов в России является показатель притока или оттока капитала. За прошлый год отток капитала из нашей страны составил 85 млрд долларов. Такие цифры привел глава комитета ТПП РФ по инвестиционной политике Антон Данилов-Данильян, выступая на встрече актива палаты с руководством Госдумы.

Действительно, в настоящее время инвестор не гарантирован от изменения условий налогообложения в худшую сторону (так называемая дедушкина оговорка). Во многих странах, например Китае, Израиле, Латвии, такие гарантии установлены законами. Российский же закон об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений, принятый более 10 лет назад, распространяет "оговорку" лишь на приоритетные инвестиционные проекты. Удивительно, но за это время кабмин так и не определился, какие проекты считаются приоритетными и, соответственно, получают "налоговую гарантию". В этой связи нужно сделать "дедушкину оговорку" обязательной для всех инвестиционных проектов.

В настоящее время в силу нестабильности законодательной базы в сфере инвестиционной деятельности частному инвестору в регионах России приходится проходить от 80 до 300 согласований, чтобы начать вкладывать деньги в региональный сектор экономики. Кроме того, существует колоссальная разрозненность и бессистемность норм российского законодательства об инвестиционной деятельности: отдельные нормы содержатся в различных нормативных правовых актах разной отраслевой принадлежности (Бюджетный, Налоговый кодексы и др.).

Также необходимо сосредоточить усилия на развитии налоговой реформы в направлении оптимизации ставок налогов, стимулирующих инвестиционную активность, и на снижении административных барьеров.

В Концепции ТПП РФ по совершенствованию законодательства на период до 2016 года, в частности, содержатся следующие предложения. Реформировать налогообложение инвестиционной деятельности НДС. Из числа всех операций, осуществляемых на рынке ценных бумаг, только продажа ценных бумаг и инструментов срочных сделок сейчас освобождается от НДС. Такой ограниченный подход к определению объектов налогообложения не соответствует потребностям инвестиционных рынков. В соответствии с зарубежным опытом от НДС должны быть освобождены любые операции, предметом которых являются ценные бумаги и производные от них, в том числе операции, связанные с их учетом и хранением. Тем самым операции с ценными бумагами будут приравнены к операциям с денежными средствами как таковыми, уравнивая их инвестиционные возможности.

Рассмотреть возможность освобождения инвестиционных фондов от уплаты НДС по любым своим операциям, связанным с приобретением ими товаров и услуг в связи с осуществлением инвестиционной деятельности. Дело в том, что вся деятельность инвестиционного фонда заключается в размещении выпускаемых ценных бумаг, приобретении за счет привлеченных ресурсов объектов инвестирования, а также выплате дохода инвестора. Уплачивать НДС фонд может только за счет инвестиционных резервов, то есть НДС является здесь налогом на расходы инвестиционного фонда, который он лишен возможности возместить.

НК РФ установлен порядок налогообложения дивидендов и иных текущих доходов инвесторов, при котором соответствующий налог (на прибыль или доход) выплачивается фактически несколько раз. Первый раз - в составе прибыли эмитента ценных бумаг, далее - в составе прибыли институционального инвестора и наконец в составе прибыли или дохода вкладчика институционального инвестора. Со стороны источников выплаты дивидендов или процентов по облигациям они могут рассматриваться в качестве платы за пользование капиталом, но в отличие от банков инвестиционные фонды не вправе относить их на расходы.

Кроме того, в НК РФ отсутствует конкретизация вклада в уставный капитал, в связи с чем непонятно, является ли инвестиционным вложением вклад имущества только в пределах первоначального взноса или к инвестиционным вложениям относятся и последующие вклады в уставный капитал общества. Ответ на данный вопрос содержится в ряде писем минфина и УФНС по г. Москве, согласно которым под вкладом (взносом) участника хозяйственного общества следует понимать взносы в уставный капитал общества (как при его учреждении, так и при увеличении его уставного капитала) или в случае приобретения доли у других участников. Однако полагаем, что эти вопросы нужно регламентировать именно в НК РФ.

Сегодня из-за нестабильности законодательной базы в сфере инвестиционной деятельности частному инвестору в регионах приходится проходить от 80 до 300 согласований, чтобы начать вкладывать деньги в реальный сектор экономики. Мешает делу и колоссальная разрозненность и бессистемность российского законодательства об инвестицонной деятельности

Также, несмотря на наличие в Налоговом кодексе положений о внесении имущества в добавочный капитал общества в целях увеличения чистых активов, в кодексе отсутствуют какие-либо положения о том, что вложения в увеличение чистых активов не являются безвозмездными и приводят к увеличению действительной стоимости долей (акций) общества.

Обратим внимание на еще один вопрос. В НК РФ имеется положение о невключении в состав доходов акционеров стоимости акций, полученных при увеличении уставного капитала за счет имущества общества, но отсутствует также положение для участников ООО. Согласно письмам минфина отсутствие такого положения для участников ООО приводит к тому, что стоимость долей, полученных участниками при увеличении уставного капитала за счет имущества общества, образует доход участников, учитываемый при налогообложении прибыли. Таким образом, происходит дискриминация налогоплательщика - установление налога в зависимости от организационно-правовой формы и нарушение принципа равного налогового бремени. Полагаем, что требуется законодательное решение на этот счет.

Кроме того, в Налоговом кодексе отсутствуют положения об учете вкладов в добавочный капитал в качестве расходов, учитываемых при налогообложении налогом на прибыль продажи долей и акций третьим лицам. Минфин разъяснил, что при реализации имущественных прав (долей, паев) налогоплательщик вправе уменьшить доходы от такой операции на цену приобретения данных имущественных прав (долей, паев) и на сумму расходов, связанных с их приобретением и реализацией. При этом цена приобретения доли в уставном капитале общества формируется исходя из первоначального и дополнительных вкладов участника общества. Вклады участника общества в имущество общества не увеличивают цену приобретения доли в уставном капитале общества. Однако не учтен тот факт, что расходы участника по внесению имущества в добавочный капитал в силу их экономической обоснованности (увеличение чистых активов) и документальной подтвержденности соответствуют определению расходов, учитываемых для целей налогообложения.

Помимо явных пробелов в законодательстве существуют и разночтения между НК РФ и письмами налоговых инспекций: согласно кодексу и письму УФНС по г. Москве операции по получению участником имущества при ликвидации общества (не признаваемые реализацией операции по получению участником имущества при ликвидации общества) не облагаются НДС в размере первоначального взноса участника в уставный капитал, в то время как не признаются доходами в целях определения налога на прибыль участником при получении имущества в связи с выходом из общества или его ликвидации в размере как первоначального, так и последующих взносов (такая позиция отражена в письмах минфина).

Кроме того, в НК РФ отсутствуют положения, регулирующие порядок определения расходов участника при реализации им имущества, полученного при его выходе из общества или его ликвидации, и положения, регулирующие порядок исчисления НДС участником при реализации им имущества, полученного при его выходе из общества или его ликвидации. Считаем необходимым сделать следующие дополнения в НК РФ:

- о неотнесении к реализации операций по получению участником имущества при его выходе из общества или его ликвидации в размере как первоначальных, так и последующих взносов в уставный капитал, а также в размере взносов в добавочный капитал с целью увеличения чистых активов;

- о невключении в состав доходов участников стоимости долей, полученных при увеличении уставного капитала за счет имущества общества;

- о признании дивидендами выплат участникам за счет нераспределенной прибыли как текущего, так и прошлых налоговых периодов;

- об учете вложений участников в добавочный капитал общества в качестве взносов, при налогообложении получения участником имущества вследствие выхода его из общества или его ликвидации.

Кроме того, при налогообложении операции реализации имущества, полученного участником при его выходе из общества или его ликвидации, нужно учитывать в виде расхода рыночную стоимость полученного участником имущества и вычет по НДС в размере НДС, восстановленного обществом при передаче участнику имущества.

Одним из приоритетов в работе органов власти должно быть создание условий для инвестиционной деятельности как основы экономического роста. Необходимо разработать программу развития инвестиционных рынков, учитывающую одновременно общие признаки инвестиционной деятельности и ее институтов на различных рынках и их специфические особенности. В рамках такой программы необходимо разработать концепцию стимулирующего налогообложения инвестиционной деятельности и ее институтов. В развитие и во исполнение программы необходимо разработать и принять федеральные законы о доверительном управлении, об обществах взаимного страхования и кредитных союзах, о рынке производных финансовых инструментов, главу Налогового кодекса РФ о налогообложении капитала и операций с ним.

Бизнес Инвестиции Торгово-промышленная палата России