27.03.2012 10:49
Происшествия

Оскандалившаяся тюменская школа проведет акцию в свою защиту

Текст:  Анатолий Меньшиков (Тюмень)
Читать на сайте RG.RU

Тюменская школа № 44 оказалась в эпицентре внимания горожан, прессы, силовых структур. Общественность взволновали факты физического насилия старшеклассников над детьми помладше. На страницах интернетовских форумов оставлено уже свыше трех тысяч откликов. В свою очередь, администрация, учителя 44-й заявляют о "развязанном против школы информационном терроре - в Интернете, газетах, на федеральном ТВ", просят вступиться "педагогическую общественность страны".

Нынешних учеников и выпускников пригласили на предстоящую массовую уличную "акцию солидарности" под лозунгом "Я люблю свою школу!". Между тем, напомним, с санкции суда региональное следственное управление СК России поместило в СИЗО 15-летнюю девушку, доселе стоявшую на инспекционном учете, а также ее приятеля. По многим признакам именно она - неформальный лидер группы подростков, играющих в свои, безжалостные, игры. Заведены уголовные дела в отношении должностных лиц учебного заведения, сотрудников полиции по статье "Халатность".

Дискуссия по поводу происходящего раскалилась, порой ее участники выходят за рамки. Началась же она с тревожного сообщения на форуме популярного социального сайта о бесчинстве, насилии, которые якобы давно и без оглядки творят некоторые подростки. Вскоре появились шокирующие подробности от имени мамы девочки, которую зверски избили и изнасиловали в бесхозном общежитии на окраине города. Когда невольницу, у которой сразу отобрали телефон, вели на растерзание по людным улицам, ее лицо было уже в крови, она пыталась вырваться, однако никто из прохожих не насторожился, не позвонил в полицию. У прокуратуры вызывает вопросы и вялая, не совсем адекватная ситуации реакция стражей порядка на сообщение о тяжком преступлении.

Следственное управление отказывается раскрывать детали ЧП, а речь, кстати, идет не об одном прискорбном происшествии. Пока, объясняют, рано: есть лишь подозреваемые, доказательная база собирается, обвинение не предъявлено. Официально подтверждено следующее. Еще в ноябре позапрошлого года девочку силком привели на некую квартиру. Мама жертвы обратилась в районное подразделение СК в январе текущего года - девочку шантажировали, по ряду причин она опасалась раскрывать тягостную тайну. Возбуждены уголовные дела по фактам изнасилования, похищения человека по предварительному сговору.

Арест 15-летней воспитанницы 44-й последовал после того, как история получила публичную огласку. Широкий общественный резонанс натолкнул две местные общественные организации на мысль о проведении открытого родительского собрания, с тем чтобы договориться с правоохранителями, департаментом образования, детским омбудсменом об алгоритме действий для предотвращения такого рода трагедий.

Ведь нечто подобное уже происходило. Пять лет назад телеканалы показали фрагменты садистского "кино", снятого на мобильные телефоны тюменских школьников. Они запечатлели избиения девушек их сверстницами. Статной Наташе, новичку в классе, "задавали трепку, дабы не выделялась". Однажды она не выдержала боли и унижения - прыгнула с восьмого этажа, из квартиры одной из обидчиц, куда ее заманили под предлогом примирения… Над кроткой Машей одноклассники измывались несколько лет кряду: "очкарик и вообще лох…". Маша перешла в вечернюю школу. Как-то новые "подружки" истязали несчастную несколько часов с изуверским наслаждением: остригли, били бутылкой по голове, прижигали лицо, проводили ножом по горлу. Ее, доведенную до полубессознательного состояния, совершенно случайно выручил знакомый автомобилист. Родители узнали горькую правду о страданиях дочери лишь после ЧП.

В школах также не придавали особого значения стычкам между детьми - естественным, на первый взгляд. Хотя это были уже не стычки, а моральное, физическое подавление личности со всеми вытекающими отсюда последствиями. Наташа, к счастью, после падения с 8-го этажа выжила. Для многих тюменских подростков, в том числе причастных к разыгравшейся драме, осознание случившегося послужило катарсисом.

- Насколько мне известно, в ходе расследования директора школы сняли с должности. Логика понятная: проспал, допустил ЧП, оскандалился, подпортил имидж образования города - из кресла вон. Директора не защищаю, но возникает опасность того, что руководители образовательных учреждений невольно будут стремиться к сокрытию фактов подростковой агрессии, - полагает социальный психолог Светлана Пономарева. - Вместо открытого, совместного со специалистами и родителями поиска решения острой проблемы (именно это следует поощрять!) ее схоронят в благообразном отчете о воспитательных мероприятиях. И превратят в хроническую.

В данном ракурсе пострадавшие ребята, недовольные родители вызывают у педагогов с бумажной, черствой душой досаду, раздражение. Им обычно предлагают: "Меняйте школу!" Да, смена коллектива может выручить, но далеко не всегда. В свою очередь, истязателей, коих терпят как неизбежное зло, а то и побаиваются, при необходимости защищают: они, мол, ребята гиперактивные, да недурные. И вообще, телесная рана рано или поздно заживет, а психологическая у жертв подросткового, равно семейного, насилия не затягивается подчас десятилетиями.

Иллюстрирует этот тезис рассказ позвонившей в редакцию "РГ" тюменки Татьяны Полозковой, многодетной матери. Одному из ее сыновей 23 года, у него уже свой ребенок. Тем не менее мужчина до сих пор не может оправиться от потрясения, испытанного в 7-м классе. Тогда его и других хлюпких "ботаников" третировала группа детдомовцев-одноклассников. Вымогали деньги, жалобщикам, должникам угрожали расправой. Как-то на перемене внезапно налетели на сына, сбили кулаками на каменный пол. Откачивали мальчика в реанимации. Год домашнего обучения, непреходящая тревога, страхи. Маму успокаивали: "Бывает. Не повезло со школой. Надо было подсуетиться - сменить".

- Я рыдала от бессилия. Сама сирота. В наше время "зверенышей" тотчас снарядили бы в спецшколу, работать заставили. Ныне сплошная дипломатия: отпетого хулигана пальцем не тронь, пожури да приласкай… Внуки подрастают. Ох, боязно за них, - вздыхает Татьяна Сергеевна. И убежденно завершает: - Правильно, что о 44-й школе трубят! Кто глух, тот нем.

Любая школа существует в четко очерченном законодательном поле, расширять либо сужать его границы - прерогатива парламентариев, подчеркивает директор муниципального департамента образования Андрей Степанов. Права несовершеннолетнего, в том числе очевидного нарушителя дисциплины, превалируют. Отчислить его нельзя, выставить за дверь кабинета - тоже. К слову, СК решил несколько остудить горячую перепалку в Интернете по поводу злополучных событий вокруг 44-й предупреждением: не приводить фамилии, адреса, фото и подозреваемых, и пострадавших - в интересах жизни, здоровья самих несовершеннолетних. Соответствующие ограничения прописаны в так называемых Пекинских правилах ООН, отечественном УПК. Ослушникам грозит уголовное преследование.

Чем оказалась полезна виртуальная дискуссия? Привлечено пристальное внимание граждан к проблеме, к жертвам агрессий. Последние излили боль, тревоги, нашли сочувствие. Кто-то вызвался безвозмездно помочь в качестве юриста, репетитора. Расторопно, без формальных отписок, отреагировали заинтересованные ведомства. Силовики, включая спецпредставителя главы СК России, детский омбудсмен, чиновники высокого ранга, школьные директора не заставили себя упрашивать, когда общественники пригласили их на общегородское родительское собрание. Прокуратура региона открыла горячую телефонную линию. Специалисты изучают отдельные проекты, предложенные "снизу". К примеру, запуск некой системы комплексной безопасности детей в учреждениях и на улице.

Не исключено формирование общественного экспертно-наблюдательного совета - связующего звена между правоохранительными, надзорными органами, родителями, школьниками, учебными заведениями. Потребность в нем диктуется дефицитом доверия к официальным структурам и недостаточной координацией усилий по предупреждению конфликтов в подростковой среде. Об этом свидетельствует ход событий в 44-й школе. Впрочем, и от новорожденного совета проку будет мало, если он не завоюет авторитет независимой, неформальной, объективной инстанции.

- Диспут на форумах ряда популярных сайтов в целом меня порадовал. Потратила целый день на знакомство с ними, не пожалела. Это материал для научно-практического исследования. Немало искренних, взвешенных, аргументированных суждений, аудитория неравнодушна, - делится впечатлениями с корреспондентом "РГ" социолог Валентина Ананьева. - Огорчило существование двух непримиримых станов. Им не только не удалось вступить в конструктивный диалог, они вошли в клинч. С одной стороны управляющий совет, педколлектив школы № 44. С ними солидарна, как я поняла, часть учеников. С другой стороны - пострадавшие от насилия и их защитники, преимущественно из родительского сообщества.

Они первыми бросили мяч, сообщив в числе прочего об избиении детей в стенах школы. Насилие было, но - за ее пределами, уточнило затем СУ СК России по Тюменской области. "Иными данными, претендующими на достоверность и подтвердившимися, не располагаем", - формулирует старший помощник руководителя управления Евгений Казаков. Опираясь на выводы следствия, представители школы обвинили общественных информаторов в намеренном обмане в стремлении опорочить, деморализовать педагогов. Председатель управляющего совета Елена Томина зачитала на вышеупомянутом собрании обращение без авторства, в котором прокуратуру просят отреагировать на злопыхателей. Председатель родительского комитета, вступивший в полемику на сайте, предупредил: шумиха лишь сплотила учащихся, они рвутся на баррикады - защищать честь школы.

- Оппоненты настаивают на признании администрацией 44-й своей вины в произошедшем. Но подавляющее большинство из них почему-то уходят от самокритичного разговора о роли, поведении родителей, сваливая все грехи на школу. А ведь у них как минимум совместная ответственность за ребенка, - подчеркивает Валентина Ананьева. - И еще. Не надо призывать детей на баррикады, не надо использовать их во взрослых играх. Мне видится весьма разумным одно из последних обращений на форуме к учителям и учащимся школы: "Честь и достоинство вашей школы будут защищены, если выйдете на митинг с призывом: "Нет жестокости и насилию в нашей школе! Нет жестокости и насилию в школах города!"

Следствие Тюмень Урал и Западная Сибирь