Федеральная антимонопольная служба (ФАС) готовит поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), которые вводят санкции для госкомпаний и естественных монополий, не пожелавших раскрыть информацию о своих закупках. Об этом вчера сообщил замглавы антимонопольного ведомства Андрей Цариковский.
Он пояснил, что речь идет о серьезных штрафах, особенно если нарушения будут "грубыми и намеренными". Но оговорился, что в ближайшей перспективе применять жесткие санкции ведомство не собирается: достаточно будет и предупреждений. "Мы с разработкой поправок в КоАП не спешили как раз для того, чтобы иметь возможность сначала показывать нарушителям желтую карточку, а уже потом удалять с поля", - отметил Цариковский.
Новый 223-й закон, касающийся закупок госкомпаний и естественных монополий, вступил в силу 1 января 2012 года. Он обязал компании, которые раньше никому не отчитывались о своих приобретениях, стать прозрачнее: разработать положения о закупках, публиковать планы закупок, а также извещения о проведении торгов. "Сейчас пока еще действует переходный период, разрешающий проводить торги без положения о закупке исходя из общих норм, - сообщил Андрей Цариковский. - Но первого апреля для естественных монополий и госкомпаний (сотни тысяч юридических лиц, включая всех "дочек" и "внучек") наступит час "Икс". Именно с этого момента они обязаны будут сделать свои закупки публичными.
По мнению замруководителя ФАС, это даст возможность понять, что и как они покупают и по каким правилам играют. "Не удивлюсь, если мы увидим, что склонность приобретать "золотые кровати", имеют не только чиновники", - сказал Цариковский.
На первом этапе госкорпорации и естественные монополии должны будут размещать информацию о закупках на собственных сайтах в Интернете. А с июля нынешнего года - на едином портале госзакупок. Тем, кто не захочет соблюдать 223-й закон, придется работать по нормам 94-го ФЗ, которые гораздо жестче. "Госорганы к нему привыкали три года. Не думаю, что госмонополии, пользовавшиеся до недавнего времени огромной свободой, захотят проходить через такие испытания", - заметил Андрей Цариковский.
Пока, по его словам, никто из крупных монополистов своих положений о закупках не обнародовал. "Мы знаем, что работа ведется, потому что с нами консультировались представители ряда компаний. Скорее всего, основная часть положений появится в начале апреля, - предположил замруководителя ФАС. - Мы будем контролировать исполнение 223-го закона, но охватить все госкомпании и естественные монополии, конечно, не сможем. Поэтому планируем работать точечно, по конкретным жалобам и сигналам. В том числе и тем, которые поступают со стороны общественности и СМИ".
Начальник управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов ФАС Максим Кононенко напомнил, что благодаря недавно вступившим в силу поправкам в закон о защите конкуренции процедура административного обжалования торгов существенно упростилась. "Мы и раньше могли вмешиваться в проведение торгов, - уточнил он. - Но процедура занимала довольно много времени и как раз из-за этого была малоприменима. Сейчас, по словам Кононенко, на рассмотрение жалоб отводится всего семь дней. Торги на это время приостанавливаются. "Если нарушения действительно есть, антимонопольная служба выдает обязательное для исполнения предписание еще до заключения соответствующего договора", - отметил Кононенко.
По данным минэкономразвития, госсектор ежегодно тратит на закупки около 13 триллионов рублей. Российские власти хотят, чтобы эти деньги заработали как реальный инвестиционный ресурс. Но для этого закупки, по их мнению, должны быть прозрачными. На это как раз и нацелена проводимая сейчас реформа профильного законодательства. Но "покупатели" изобретают все новые способы его обходить.
Как рассказал Андрей Цариковский, одна из самых распространенных уловок, с помощью которых госведомства пытаются, к примеру, спрятать информацию от глаз "ненужных" заказчиков, - отсутствующий или лишний пробел в названии предмета торгов. Через поиск такое название не пробивается, в итоге о заказе узнают только "свои", заранее выбранные исполнители. А чтобы замаскировать покупку люксовых иномарок, один заказ делят на два. То есть сначала закупают машину в базовой комплектации, стоимость которой не вызывает вопросов, а потом доукомплектовывают.