28.03.2012 16:41
Общество

Митрополит Меркурий: Главное - преодолеть отчуждение

Текст:  Лариса Ионова (Ростов-на-Дону)
Читать на сайте RG.RU

Глава Донской митрополии, председатель отдела религиозного образования и катехизации, член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви, митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий рассказал "Российской газете" о том, почему Церкви и светской власти необходимо плодотворно взаимодействовать.

Российская газета: Владыка, у православных христиан идет Великий пост. Расскажите о его истинном значении.

Митрополит Меркурий: Лучше всего о том, что такое пост, говорят нам песнопения Церкви: "Постимся, братия, телесно, постимся же и духовно". Это означает, что невкушение скоромной пищи обязательно должно быть сопряжено с духовным воздержанием. Если же человек ограничивает себя в еде только для того, чтобы похудеть, это не является постом. Это называется диетой.

Пост, прежде всего, это время глубокого духовного анализа самого себя, переоценки своей деятельности, жизни. Когда человек сопоставляет себя с тем, каким он был, каким должен быть и понимает, каков он есть на самом деле, в его душе рождается раскаяние. Человек обращается к Богу с молитвой о милости, о снисхождении. Если человек духовно воспитывает себя, анализирует негативные явления, происходящие в его жизни, он пытается от них избавиться, и путь этого избавления - исповедь и причащение. Это и есть пост, а что человек вкушает - его личное дело, и каждый решает для себя сам. Для одного поститься значит ничего не есть, для другого - есть, но без масла, а для третьего, может быть, не две порции съедать, а одну. Совесть подскажет, лукавит он или нет.

Время поста - самое благоприятное для духовного анализа, тем более если сопряжено с воздержанием в пище, которое сглаживает буйство эмоций и переживаний человека.

РГ: Не кажется ли вам, что в современном обществе преобладает потребительское отношение к Церкви? "Согрешил - пойду исповедуюсь". "Не знаю, что делать, - спрошу у батюшки".

Митрополит Меркурий: Очень важно дать человеку возможность правильно осмыслить проблему. Ведь современный человек привык, точнее, может быть, его приучили получать конкретные ответы на вопросы, которые ставит перед ним жизнь: что мне делать в этой ситуации? какую программу мне смотреть? кого поддержать на выборах? Но это ведь те вопросы, которые каждый человек для себя должен разрешить сам. Ему нужно только помочь создать почву для размышления, дать варианты, над которыми он мог бы подумать, в конце концов, заставить людей думать.

В обществе все меньше людей думающих, все хотят получать готовую продукцию. Церковь и общество становятся для человека сферой обслуживания - сервисом. Это неправильно. Мы живем в одном обществе, мы ходим по одной земле, мы дышим одним воздухом. У нас общая история и у нас слишком много общего для того, чтобы другая часть общества была для нас обслуживающим персоналом. Мы должны находиться в таком взаимодействии друг с другом, при котором могли бы не только что-то получать, но и отдавать другому человеку. И, отдавая, наполнять общественное пространство конструктивными идеями, добрыми делами.

РГ: Перед Пасхой отмечают Масленицу - праздник с языческими корнями. В прошлом году был запрещен праздник Ивана Купала. Каково ваше отношение к подобным запретам?

Митрополит Меркурий: Я вообще плохо отношусь к запретам, потому что там, где запрещают, человек стремится преодолеть запрет. Масленица как таковая не является праздником языческим. Масленая неделя - это подготовка к Великому посту, когда христиане уже не вкушают мясо, но разрешается масло, потому и называется - Масленая неделя. Сейчас наблюдается очень опасная тенденция: смешать все воедино, когда пытаются язычество привнести в православие. Поэтому нужно объяснять людям, что такое Масленица и как готовиться к посту. Например, когда заявляют о том, что если чучело не сожжем, то и весна не наступит, - у меня это вызывает болезненную улыбку.

То же самое касается празднования Ивана Купала, праздника языческого, который никоим образом к Рождеству Иоанна Предтечи не относится. Все мы знаем, с чем этот праздник был соединен. И я не знаю, стоит ли возрождать это или оставить дань истории.

РГ: Недавно были подписаны соглашения между Донской митрополией и министерством культуры, Донской митрополией и военным комиссариатом Ростовской области. Впервые ли заключаются подобные договоры?

Митрополит Меркурий: Подписание соглашений о взаимодействии с министерствами и ведомствами Российской Федерации не являются новшеством. Можно сказать, это протокол намерений, в котором оговариваются те сферы, в которых будет происходить наше взаимодействие. В частности, договор с министерством культуры предполагает изучение церковных и государственных архивов, совместную деятельность по развитию библиотечного дела, концертной деятельности, певческого движения, по проведению фестивалей и певческих конкурсов.

Также предусмотрено взаимодействие при восстановлении архитектурных сооружений, строительстве новых культовых зданий. В Донской митрополии создана искусствоведческая комиссия, в состав которой входит представитель министерства культуры. Любой храм - это духовная точка притяжения, и человек, приходящий в храм, воспитывается не только духовно, но и эстетически. Поэтому важно, каким будет архитектурный облик этого храма, что человек в этом храме увидит.

Для меня самое важное - разрушить отчуждение, которое насаждалось искусственно, необходимо перейти в русло делового сотрудничества. И, поскольку Церковь является частью общества, важны все сферы взаимодействия: с медицинскими, социальными учреждениями, военкоматами и т.д.

РГ: Будет ли решен вопрос о передаче собственности между Церковью и государством и будут ли открыты храмы для размещения музейных экспозиций?

Митрополит Меркурий: Каждый храм уже является музеем, в который доступ имеют все, причем не по билетам. Когда в церкви размещается музей, а она не действует, я считаю, это неправильно: любая икона, изъятая из храма и помещенная в стены музея, - это искусственное явление. Иконы создавались для храма и там должны находиться.

Нужно найти пути взаимодействия - они есть, их не надо изобретать: это создание церковно-археологических кабинетов, церковных музеев в монастырях. Примеров достаточно: Новодевичий монастырь в Москве, Ипатьевский монастырь в Костроме, Соловецкий монастырь, Троице-Сергиева лавра, Исаакиевский собор в Петербурге, храма Воскресения Христова на Крови. Когда достигнуты соглашения между Церковью и музейным сообществом, все вопросы снимаются - и богослужения проводятся, и экскурсии проходят. Но это не исключает возможности создания церковных музеев, например, как церковно-археологический кабинет при Московской духовной академии.

В Ростовской области пока таких примеров нет, но они будут. Сейчас обсуждается создание заповедника на территории Старочеркасского Донского монастыря, когда и музей будет функционировать, и монастырь будет открыт на радость тем, кто хочет и помолиться, и познакомиться с историей. Есть много фактов, когда передача исторической собственности в ведение Церкви не мешает функционированию тех заведений, которые там находились.

В качестве примера приведу ситуацию в городе Калининграде, где в собственность Русской Православной Церкви были переданы культовые здания, в которых находились театр кукол, областная филармония с органным залом. Сейчас они находятся в собственности Церкви, и концертный зал и театр кукол продолжают работать. Другое дело, конечно, театр кукол не должен находиться в здании Церкви, поэтому строится новое, для кукольного театра.

РГ: Владыка, вы получили светское образование, имеете квалификацию врача-педиатра. Помогает ли это в вашей нынешней миссии?

Митрополит Меркурий: В детстве я очень хотел сам стать учителем и в различных играх всегда выбирал себе именно эту роль. Позже, в последние годы школьного обучения, решил стать врачом. Но в итоге стал священнослужителем и очень этому рад, в том числе и потому, что педагогическая и врачебная деятельность здесь по-настоящему сочетаются. Ведь недаром говорят, что священник - и врач и учитель.

РГ: Не можем не затронуть такой болезненный для общества вопрос, как проблема подростковых суицидов. Недавно вы опубликовали статью об этом. Как можно исцелить эту чудовищную общественную болезнь?

Митрополит Меркурий: Если проводить медицинские параллели, можно утверждать, что стремление части организма к саморазрушению свидетельствует об очень серьезном общем системном заболевании всего организма. Сегодняшние подростки родились в середине 90-х годов, когда российское общество стало на путь построения "демократии", обернувшейся властью денег, вседозволенностью, безудержным стремлением к удовольствиям. И при этом общество оказалось лишено духовного просвещения, хоть какого-то упоминания о Боге.

Надеюсь, что дети, которые изучают основы православной культуры, никогда не помыслят добровольно расстаться с жизнью, которая является высшим даром и не заканчивается с прекращением биения сердца. Человек, шагающий с крыши навстречу смерти, не понимает, что в момент, когда тело его разобьется о землю, он почувствует огромный стыд за то, что совершил, и великую скорбь за то, что уже ничего нельзя исправить. Его душа, его сознание, его личность будут воспринимать все более ясно, чем прежде. Он увидит своих близких и поймет, что предал людей, которые любят его.

Религия Ростов-на-Дону Юг России