28.03.2012 12:14
Экономика

Порт Оля на Каспии откроет новые рынки для южнороссийского зерна

В ЮФО появилось новое направление продовольственного транзита - каспийское
Текст:  Сергей Кисин (Астрахань)
Российская газета - Экономика Юга России: №0 (5740)
Читать на сайте RG.RU

В морском торговом порту Оля открыт первый специализированный зерновой терминал на российском побережье Каспия. С его пуском зернотрейдеры ЮФО получили возможность экспортировать пшеницу на Средний Восток по маршруту международного транспортного коридора "Север-Юг".

Терминал способен перерабатывать 500 тысяч тонн злаковых в год. В дальнейшем его мощности планируется увеличить до одного миллиона тонн. Через порт Оля российское зерно будет поставляться в Иран.

Разговоры о развитии порта Оля (расположен на крупнейшем рукаве Волги Бахтемире) как ворот международного транспортного коридора "Север-Юг", который еще в 2008 году должен был выйти на рубеж отгрузок четыре миллиона тонн, продолжаются с 2002 года.

Развивая портовую инфраструктуру на Каспии, Россия стремится занять свое место в грузопотоках по мультимодальным коридорам "Север-Юг" и "Запад-Восток".

По данным института "ГипротрансНИИ", грузопоток по МТК "Север-Юг", интерес к которому уже проявили более двух десятков стран, с 2002 года вырос с 5,3 до 12,8 миллиона тонн, а к 2012 году может составить 20-22 миллионов. Специалисты института полагают, что сокращение доставки грузов на 15 суток и экономия до 400 долларов на каждом контейнере (стоимость перевалки контейнера через Суэцкий канал - 850-900 долларов) привлекут к этому маршруту грузоотправителей из Юго- Восточной Азии, Ближнего и Среднего Востока.

С другой стороны, развитие порта Оля имеет еще и геополитическое значение. Каспийский регион все интенсивнее приобретает значение стратегически важного - как с экономической, так и с политической точки зрения. Развитие международного торгового порта Оля является ключевым проектом, способным изменить соотношение транспортных потоков, проходящих через регион Каспийского моря.

Среди преимуществ порта - максимальная приближенность к Каспию, большие свободные площади для освоения, неограниченные возможности роста портовых мощностей, внедрения современных интенсивных технологий переработки грузов, инженерного и транспортного обеспечения. Кроме того, район села Оля практически не подвержен опасности предполагаемого подъема Каспия и наводнений, геология позволяет развивать здесь инфраструктуру.

Губернатор Астраханской области Александр Жилкин заявил, что развитие портовой инфраструктуры позволит контролировать 36 процентов торгового потока на Каспии (сейчас не более 16 процентов). Это также будет способствовать вовлеченности России и других стран в процесс мировой торговли, а также направит часть грузопотока из Евросоюза в Южную Азию через территорию среднеазиатских и ближневосточных государств.

Но пока каспийский порт способен перерабатывать менее одного миллиона тонн грузов в год. Руководство Росморречфлота не раз высказывало намерение создать на его базе порт-хаб, способный перерабатывать около восьми миллионов тонн, для чего предполагалось вынести сюда некоторые из 17 терминалов порта Астрахани.

Еще в конце 2010 года должен был заработать зерновой терминал, но из- за экономического кризиса и невозможности получить финансирование Инвестфонда его открытие было перенесено на полтора года.

С вводом в эксплуатацию терминала порт будет способен ежемесячно обрабатывать 15-20 зерновозов и осуществлять единовременное хранение около 32,5 тысячи тонн зерна.

Как сообщили "РГ" в порту, все основные технологические операции, связанные с транспортировкой зерна, максимально механизированы и автоматизированы. Доставка зерна производится автотранспортом (20 процентов) и железнодорожными вагонами (80 процентов).

- Новый грузовой маршрут на астраханском участке трансмодального коридора "Север-Юг" даст возможность увеличить объемы перевозок зерна и разгрузить наши черноморские порты, - уверен министр транспорта России Игорь Левитин.

При этом потребности в перевалке уже сегодня превышают возможности порта в полтора раза. Особый интерес к сотрудничеству с российскими зерновиками уже высказали власти Ирана, располагающие на Каспийском море несколькими крупными портами и ставящие задачу контролировать свыше 87 процентов всего транзита.

- Зерновой терминал порта Амирабад способен отгружать не менее 700 тысяч тонн пшеницы в год, - сообщил в беседе с "РГ" советник по экономическим вопросам посольства Ирана в России Саид Назари. - Иран может стать крупнейшим транзитером российского зерна.

Иранская специальная экономическая зона Амирабад на сегодняшний день является так называемым золотым звеном МТК "Север-Юг", через который грузы следуют на рынки Ближнего и Среднего Востока, потребляющие 38 миллионов тонн зерна в год. Получить прямое сообщение из порта Оля в Амирабад означало бы открыть дверь для южнороссийского зерна на новые рынки Ирака, Афганистана, Пакистана, Бангладеш, Индии.

В то же время собственное производство зерновых в Иране составляет 11 миллионов тонн в год, а внутреннее потребление - 12 миллионов тонн. Таким образом, Иран может стать не только транзитером, но и потребителем российской пшеницы.

Именно сегодня отечественное зерно нуждается в новых экспортных "окнах", так как этот рынок является одним из самых конкурентных в мире.

- Мировой рынок насыщен дешевой пшеницей, - считает генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько. - Российское зерно, которое уже не может конкурировать по цене, постепенно перестает участвовать в тендерах в Египте, где превалирует пшеница из Аргентины, Канады и США. Эксперты полагают, что России необходимо искать новые рынки, которые можно обрести не на западном и юго-западном, а восточном и юго-восточном направлениях.

Комментарий

Виктор Вовк, заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта:

- На Каспийском побережье в рамках развития международного транспортного коридора "Север-Юг" продолжается активное развитие инфраструктуры морского порта Оля. Оно осуществляется по схеме государственно-частного партнерства в рамках двух ФЦП - "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)" и "Развитие транспортной системы России (2011-2015 годы)".

Порт занимает территорию площадью 324,8 гектара и принимает суда с осадкой до 4,5 метра. Построены, но не введены в эксплуатацию девять причалов общей мощностью 2,7 миллиона тонн. Для развития порта Оля планируется создание нефтеналивного и навалочных терминалов.

По завершении строительства общая проектная мощность грузовых терминалов составит 7,8 миллиона тонн. По итогам 2011 года грузооборот порта составил 0,9 миллиона тонн. В 2012 году, с учетом ввода в эксплуатацию новых причалов и заключения договоров по паромному терминалу, мощность порта вырастет до 2,5 миллиона тонн.

Подготовил Александр Безменов

Водный транспорт АПК Астраханская область Юг России