Жизнь дизайнера и архитектора Василия Евхимовича полностью изменилась после того, как он взял в руки колесную лиру.
Вот уже более двух лет он мастерит на заказ редкие музыкальные инструменты и дает на досуге концерты.
Все началось около пяти лет назад, когда Василий переехал из Казани в Москву. В столице он неплохо зарабатывал, но не получал морального удовлетворения от своей деятельности. В результате решил найти себе какое-нибудь хобби.
- Я пришел в фольклорную студию, которая занимается традиционными русскими песнями, - вспоминает Василий Евхимович. - Там познакомился с очень интересным человеком - Борисом Ефремовым, знатоком музыкальных инструментов. Он приносил в студию рожки, гудки, гусли, волынку и колесную лиру. Последняя сразу произвела на меня впечатление своим оригинальным видом и ни на что не похожим звучанием.
Внешне инструмент напоминает скрипку. Вот только звук извлекается не смычком, а ручкой, встроенной в корпус. Достаточно ее повертеть, как у шарманки. Есть у этого инструмента и клавиши. Появилась колесная лира около тысячи лет назад в Западной Европе. В XVI веке она добралась и до России. Здесь ее особенно полюбили странствующие музыканты - калики перехожие.
При первой же возможности Василий приобрел инструмент и стал учиться играть на нем.
А вскоре грянул кризис, он остался без работы и вернулся в Казань. Здесь Василий отдыхал от московской суеты, постепенно осваивал лиру, а заодно изучал ее устройство. В это же время у него зародилась безумная мысль: уехать в деревню и мастерить там лиры, тем самым зарабатывая на жизнь.
- Дизайн мне давно надоел, - рассказывает Василий. - Сидишь постоянно за компьютером, терпишь капризы заказчиков. Я знал, что на лиры есть спрос и прикинул некий бизнес-план. Хотя мандраж, конечно, был жуткий.
Он обсудил примерную схему лиры с Борисом Ефремовым и сделал чертеж. Благо по образованию Василий инженер-авиаконструктор, окончил Казанский авиационный институт. И здесь ему эта специальность очень пригодилась. Инструмент получился и заиграл, по словам Василия, лучше, чем у многих известных изготовителей. Но при этом он скромно уточняет, что дело не в его гениальности, а в том, что настоящих мастеров в России нет. Преемственность была утрачена.
За первый год мастер сделал семь лир. Одну из первых у него приобрел известный казанский бард и коллекционер музыкальных инструментов Дмитрий Бикчентаев. К слову, исполнять на лире можно как старинные песни, былины, так и классическую музыку, и даже рок.
- Дмитрий, например, играл на ней "Оду к радости" Бетховена и песни "Битлз", - говорит Василий. - Хорошо под лиру идет Виктор Цой.
Сейчас на создание одного инструмента у мастера уходит около месяца. Материал используется самый разнообразный: части старого пианино, струны виолончели или альта.
Когда Василий понял, что способен заработать этим ремеслом на хлеб, решился на переезд. Правда, выбрал для нового места жительства не деревню, а старинный русский городок Мышкин в Ярославской области.
- В Мышкине сельский ритм жизни, малоэтажные дома и много всяких "чокнутых" в творческом плане людей, - с улыбкой перечисляет он плюсы города. - Я никогда не проводил так насыщенно время, как здесь.
Лиры не единственное его увлечение. Василий коллекционирует и чинит патефоны и граммофоны. Собрал уже четырнадцать штук. У него даже возникла идея создать музей под названием "Штучка с ручкой".