На недавнем совете законодателей руководители трех Дум тюменской "матрешки" в очередной раз обсудили вопросы продовольственной безопасности. Не секрет, что северные территории испытывают дефицит продуктов питания, тогда как юг Тюменской области овощей, молока и зерна производит с избытком. Что мешает соседям более активно продвигать свою продукцию на рынки северных автономных округов, выясняли корреспонденты "РГ".
По оценке экспертов, мясом и молочной продукцией Югра обеспечивает себя лишь на 10-15 процентов от потребности, овощами и рыбой - на 70. На Ямале условий для сельхозпроизводства почти никаких, поэтому вопрос продовольственной безопасности, по мнению первого заместителя председателя Думы ЯНАО Николая Яшкина, необходимо решать коллективно - законодательным и исполнительным органам власти совместно с бизнесменами.
В управлении АПК Ханты-Мансийского округа утверждают, что в свое время в программу межрегионального сотрудничества закладывали компенсации транспортных расходов, чтобы создать для тюменцев стимул везти свои товары в Югру. Однако по-прежнему на прилавках автономии молочной продукции больше из Омска: в прошлом году завезли 296 тонн, тогда как из Тюменской области - всего 24 тонны. Омичи лидируют и по поставкам мяса, а по ввозу рыбы и мясных полуфабрикатов тюменцам наступают на пятки предприниматели из Свердловской области.
Но полностью спрос не удовлетворен, а цены в северных автономиях высокие. Поэтому сюда везут продукты и из весьма отдаленных регионов. Например, как рассказала заместитель начальника управления потребительского рынка ХМАО Елена Лукьянчикова, представители Кировской области, побывав минувшей осенью на ярмарке в Югре, оценили местный рынок и сразу же предложили заключить несколько соглашений о поставках мяса.
По словам директора молочного завода из Талицы Андрея Будылдина, предприятию выгодно поставлять продукцию в ХМАО: там высокий спрос и хорошая прибыль. Кстати, таличане продают молочные продукты также и в Челябинской, и в Тюменской областях. Впрочем, по оценке экспертов, выход свердловских молочников на рынки других регионов - это не тренд, а скорее исключение из правил. Председатель областного союза молочных предприятий Игорь Пехотин утверждает, что сегодня потребность населения Свердловской области в молоке в два раза выше, чем объем производства.
А вот тюменские производители молока полностью удовлетворяют спрос местного населения, отмечает исполнительный директор союза животноводов Урала Елена Стафеева. Однако излишков здесь не так много, и они сбываются туда, куда удобнее и ближе доставлять, - например, в ту же Свердловскую область.
Вообще, как отмечают в уральском полпредстве президента РФ, дефицита продовольственных товаров, в том числе молочной продукции, в регионах УрФО нет. В Тюменской области, включая автономные округа, обеспеченность молоком, произведенным на ее территории, составляет 130 процентов от потребности - это максимальный показатель в федеральном округе.
Хотя, конечно, удаленность северных территорий и неразвитость транспортной инфраструктуры не способствуют росту ценовой доступности и расширению ассортимента. Одно дело - поставить продукцию на прилавки Ханты-Мансийска, другое - побаловать свежим творогом жителей отдаленных поселков. И вот тут как раз необходимы субсидии. Раньше тюменским аграриям, поставляющим продукты питания северянам, из областного бюджета компенсировали транспортные расходы - по два рубля за тонну-километр. Правда, эта мера господдержки прекратила действие еще в 2005 году, но ряду производителей помогла занять нишу на северном рынке.
- В свое время мы предоставили администрациям северных городов списки предприятий, желающих поставлять продукцию в Югру и на Ямал, и сейчас они ведут сотрудничество напрямую, минуя нас, - поясняет главный специалист отдела пищевой и перерабатывающей промышленности департамента АПК Тюменской области Татьяна Прокудина.
Сейчас, по ее словам, в департаменте нет даже четкой статистики: сколько именно продукции, произведенной тюменцами, попадает на северные рынки. Отчитываются перед органами власти лишь крупные предприятия. Так, согласно этим данным, за последние два года на север поставили примерно десятую часть произведенной на юге области мясной продукции и четверть - молочной. При этом на Ямал в несколько раз меньше, чем в Югру.
По мнению председателя комитета по аграрным вопросам и земельным отношениям Тюменской областной Думы Юрия Конева, вопросы, связанные с обеспечением автономных округов молоком, мясом и овощами, произведенными на тюменском юге, решаются неудовлетворительно. Сегодня с автономиями работают в основном крупные предприятия, которые имеют там свои представительства. Для большинства же мелких производителей сдерживающим фактором, помимо высоких транспортных затрат, является слаборазвитая логистика, в частности, дефицит складских помещений.
Сейчас на окраине Тюмени завершается строительство крупного логистического центра, который сможет единовременно обеспечить хранение почти 40 тысяч тонн сельскохозяйственной продукции. Его запуск послужит серьезным толчком для продвижения продукции тюменских производителей в автономные округа, уверен директор департамента АПК Тюменской области Владимир Чейметов.
А вот Елена Лукьянчикова считает, что бизнес отлично решает эти вопросы сам - при минимальной организационной поддержке властей.
- Если производитель хочет найти сбыт, он приезжает, представляет свою продукцию и напрямую заключает договоры с хозяйствующими субъектами, а не ходит по кабинетам чиновников, - уверена она. - Мы же со своей стороны создаем условия, организуя площадки для встреч - выставки, ярмарки.
Действительно, несколько лет назад для продвижения продукции тюменских товаропроизводителей на северные рынки провели целую серию выездных ярмарок. Кроме того, в УрФО уже дважды проводилась специализированная межрегиональная агропромышленная выставка, на которой производители, поставщики и продавцы со всего округа могли встретиться и напрямую заключить выгодные соглашения. По оценке специалистов аппарата уральского полпреда президента, проведение таких масштабных форумов активизировало рынок, помогло укрепить связи и исключить лишнее звено в цепи поставки продуктов - перекупщиков.
И все же сокращение транспортного плеча было бы нелишним. Ведь высокие расходы на доставку продукции неизбежно отражаются на ее цене, а значит, бьют по кошелькам рядовых северян.
Надежда Мангилева, начальник департамента по социальной политике аппарата полномочного представителя президента РФ в УрФО:
- Нормативная база развития продовольственного рынка стала закладываться совсем недавно. Если базовые законы были приняты в начале прошлого десятилетия, то региональные концепции и программы развития пищевой отрасли начали разрабатываться лишь в последние три-четыре года. В 2010 году утверждена концепция продовольственной безопасности УрФО на период до 2020 года. Попутно субъекты РФ приступили к созданию собственных программ развития АПК, направленных на обеспечение продовольственной безопасности, поддержку сельхозпроизводителей и уменьшение их затрат. Реализация этих программ приведет к увеличению объема производимой на Урале сельхозпродукции, снижению ее себестоимости, расширению ассортимента и качества продовольственных товаров.