29.03.2012 00:40
Экономика

Сергей Степашин предложил распределять доходы между регионами и центром

Сергей Степашин предложил распределять доходы между регионами и центром
Текст:  Константин Новиков
Российская газета - Федеральный выпуск: №68 (5741)
Читать на сайте RG.RU

Возможно, уже в этом году регионы-доноры будут платить в федеральный центр ровно половину своих доходов. Об этом вчера заявил глава Счетной палаты Сергей Степашин во время отчета в Совете Федерации о работе своего ведомства в 2011 году. Пермский сенатор Александр Починок поинтересовался у него, есть ли возможность стимулирования регионов-доноров с целью повышения собственной доходности.

"Да, я считаю, сегодня такая возможность есть. Надо еще раз вернуться к понятию "конституционный федерализм" - 50х50 - давайте вернемся к этой теме.

- Петрович, мы это еще в Верховном Совете обсуждали, - напомнил Сергей Степашин Починку. - Прошло время, когда нужно было управлять из центра налогами и бюджетами в силу политической ситуации. У нас другая страна, и выборы это показали. Уже ни с кем не надо бороться в регионах. Пришло время, и я не вижу причин, которые мешали бы это сделать. Надеюсь, что новое правительство и новый президент сделают это в этом году".

Чуть позже Степашин пояснил "РГ", что он имел в виду под схемой 50х50: "Это коснется прежде всего регионов-доноров. Сегодня они отдают в федеральный бюджет от 55 до 85 % своих доходов. Такое перераспределение станет для них стимулом к собственному развитию и увеличению доходности".

При этом глава Счетной палаты отметил, что наименее развитые регионы "недостаточно мотивированы на решение финансовых проблем за счет своих возможностей", уточнив, что доходы 15 регионов более чем наполовину сформированы за счет безвозмездных поступлений из бюджета. По расчетам СП, в 2012-2014 годах количество дотационных регионов увеличится с 69 до 72.

Одним из вариантов выравнивания ситуации, по мнению главы СП, является инвентаризация и сокращение льгот, но и он признал, что там, где они применяются, результаты "не впечатляют". В 27 субъектах инвентаризация льгот увеличила доходы всего на 1 %. Большие надежды возлагаются на введение налога на недвижимость, но они остаются надеждами уже 10 лет - на федеральном уровне не принят ряд нормативных актов, а в регионах не проведен учет объектов недвижимости.

На пополнение доходной базы регионов с развитой промышленностью, по словам Степашина, влияет деятельность крупных налогоплательщиков, интегрированных в крупные структуры с центром в столице. Как следствие, выплаты налогов перемещаются из регионов производства в другие регионы - например, в Москву. "Доходы от уплаты налога на прибыль в столичный бюджет составили более 29 % доходов консолидированных бюджетов субъектов Федерации", - подчеркнул глава СП.

"Сложившаяся централизованная система межбюджетных отношений не обладает значительными внутренними резервами, - убежден Сергей Степашин. - Наращивание объемов межбюджетных трансфертов является паллиативом и лишает регионы стимулов к наращиванию доходной базы. Необходимо менять философию".

Впрочем, кроме философии, необходима практика в виде развития системы независимого финансового контроля. "Итоги прошлого года показывают: уже сейчас работа приносит результаты", - сообщил Степашин. В 2011 году контрольно-счетными органами было проведено 8260 мероприятий, 1749 материалов направлено в правоохранительные органы - прокуратуру и следственный комитет, по 176 уже возбуждены уголовные дела, по остальным ведется проверка. Степашин с гордостью сообщил, что в 2011 году впервые ни по одному материалу не поступило возврата, и попросил сенаторов оказать содействие КСО в некоторых субъектах, где их деятельность подвергается давлению представителей исполнительной власти. "Материалы я передам", - пообещал он.

Еще одна просьба Сергея Степашина была о "всяческой поддержке" в создании системы муниципального финансового контроля. "Многое зависит от того, насколько губернатору нужна независимая счетная палата. Мы с трудом шли к созданию СП в Московской области, понадобилась масштабная проверка, чтобы в результате получилась одна из самых эффективных палат, - намекнул чиновник на крупный коррупционный скандал трехлетней давности и закончил уже с некоторой угрозой, - не надо этого дожидаться".

Сергей Степашин рассказал, что все СП субъектов уже получили статус независимых юрлиц, и их работа уже проанализирована. "Меньше всего финансовых правонарушений выявлено органами финконтроля в СКФО. Там, где больше всего субсидий и больше всего нарушений. Меня это смущает", - отметил чиновник.

Сергей Степашин сообщил также, что уже готов проект нового закона о Счетной палате. По его словам, нынешний требует изменений - он принимался в 1995 году и был во многом компромиссным. В новом документе будет прописан статус СП как высшего органа финансового контроля, будут узаконены стратегический аудит и аудит эффективности. "Де-факто мы этим и так занимаемся", - пояснил Степашин. Кроме того, по новому закону Счетная палата получит право наложения административных взысканий.

Экономика Счетная палата