Максимум 50 минут должно уходить на ожидание в очереди при подаче заявления о назначении пенсии. Еще столько же - на проверку документов и регистрацию заявления сотрудником Пенсионного фонда. Таковы требования нового административного регламента, регулирующего работу ПФР. Документ публикует сегодня "Российская газета" на стр. 20.
Правила обращения за пенсией, которые определяли все этапы процесса ее оформления, существовали и раньше - в дополнение к Закону "О трудовых пенсиях в РФ". "Нынешний регламент представляет собой расширенную и дополненную версию этих правил: он не только более современный и подробный, он еще и учитывает развитие информационных технологий, в частности Интернета", - пояснили "РГ" в Пенсионном фонде РФ. В частности, документ предусматривает возможность подачи заявления для назначения пенсии в электронном виде.
Впрочем, пока абсолютное большинство людей оформляют свою пенсию лично - и это занимает много времени и сил. Новый регламент детально прописывает все шаги, которые должен сделать человек. Например, если гражданин решит предварительно все выяснить по телефону, ему обязаны предоставить исчерпывающую информацию и о сроках подачи заявления, и о необходимых документах, и и о нормативных правовых актах, регулирующих вопросы приема и регистрации заявлений.
Причем, согласно регламенту, сотрудник ПФР обязан представиться, говорить четко и разборчиво и не отвлекаться во время консультации на другие дела и звонки. Сам разговор должен уложиться в 10 минут.
Главное для будущего пенсионера - собрать полный пакет необходимых документов. Исчерпывающий перечень их велик, он зависит от вида назначаемой пенсии и особенностей биографии каждого человека. В регламенте, кроме самого перечня, есть подробные разъяснения, как правильно заполнять документы.
Когда приходит время непосредственного визита в отделение ПФР, заявителю полезно знать, что на ожидание в очереди, чтобы попасть к своему инспектору, документ отводит не более 50 минут. Еще максимум 50 минут может уйти на проверку пакета документов, регистрацию заявления и необходимые разъяснения.
Заявление, поданное лично, регистрируется в день приема. На руки заявителю выдается расписка-уведомление, в которой отмечается, какие еще документы нужны (если их недостает). Кроме того, регламент предусматривает возможность оформления пенсии с помощью подачи заявления письмом и через Интернет.
"Заявление о назначении трудовой пенсии должно быть рассмотрено не позднее чем через 10 дней со дня приема и регистрации либо со дня представления дополнительных документов, - обращают внимание на важные детали в Пенсионном фонде. - Если к заявлению приложены не все необходимые документы, то гражданину разъясняется, что потребуется собрать и донести в фонд дополнительно. Если такие документы будут представлены в отделение фонда не позднее чем через три месяца, днем обращения за трудовой пенсией будет считаться день приема заявления. Это важно, поскольку трудовая пенсия назначается со дня обращения (приема заявления), но не ранее чем со дня возникновения права на нее, то есть со дня, когда гражданин достигает пенсионного возраста".
Из этого правила есть исключения - трудовая пенсия в некоторых случаях может назначаться и ранее дня обращения. В частности, если гражданин обратился за назначением трудовой пенсии по старости в течение первого же месяца после увольнения с работы, то расчет ему будет сделан со дня, следующего за днем увольнения, поясняют в ПФР.
Также "задним числом" может быть оформлена трудовая пенсия по инвалидности, если гражданин обратился за ее назначением не позднее чем через 12 месяцев со дня признания его инвалидом. Аналогичное правило действует и в отношении тех, кто оформляет пенсию по потере кормильца. Подать заявление нужно не позднее чем через 12 месяцев со дня смерти кормильца. При превышении этого срока пенсия будет назначена на 12 месяцев раньше дня, когда было подано заявление.
Помимо детализации самой процедуры назначения разных видов пенсий, регламент учел и такие немаловажные для пожилых людей моменты, как оборудование помещений Пенсионного фонда. Цель - сделать процесс оформления пенсии максимально прозрачным и комфортным. В отделениях фонда должно быть установлено оборудование для формирования электронной очереди, иметься стулья или кресла для отдыха.
Предусмотрено также, что туалеты должны быть доступны даже инвалидам-колясочникам. Но самое главное - входя в здание фонда, посетители должны получить максимум полезной и наглядной информации прямо в холлах и коридорах - не только на стендах, но и с помощью компьютеров, оборудованных справочно-правовыми системами.
Конечно, регламент расписывает, как должны работать отделения фонда в идеале. Пока, к сожалению, людям нередко приходится стоять в многочасовых очередях. Кроме того, далеко не всем удается избежать повторных визитов - для подачи дополнительных документов. Поэтому в Пенсионный фонд лучше обращаться заранее, за 2-3 месяца до дня рождения, чтобы пенсия была назначена точно в срок, даже если возникнут непредвиденные осложнения.