После оккупации Конституционной ассамблеи "Братья-мусульмане" еще и выдвинули своего кандидата в президенты страны. Однако далеко не все эксперты уверены, что это так уж плохо для демократизации Египта.
Сразу после свержения Хосни Мубарака и до самого последнего времени руководители движения отказывались от участия в президентской гонке. Как они сами говорили, их главное желание - составить внушительную силу в парламенте, войти в правящую коалицию и таким образом влиять на египетскую политику. Они добились всего этого уже на первых парламентских выборах, набрав около 47 процентов голосов. В Народном собрании исламисты составили большинство, так как второе место по итогам голосования досталось салафитам из радикальной партии "Ан-Нур".
Ради чего в таком случае "братья" решили все-таки пойти на выдвижение собственного кандидата? Почему приняли "самое противоречивое за всю свою историю решение", как его уже называют представители движения? Зачем согласились на удар по репутации, выразившийся в выходе из организации двух членов руководящего состава и полном неприятии решения молодежным крылом организации? Как объяснил лидер движения Мохамед Бади, основная причина - это невозможность "защищать демократию в парламенте" и сформировать правительство из-за разногласий с Высшим советом вооруженных сил (ВСВС).
Кандидатом от движения стал 62-летний Хайрат аль-Шатер - мебельный и текстильный магнат, спонсировавший "Братьев-мусульман" еще с 1970-х годов. Во времена Мубарака ему трижды давали серьезные сроки за экстремистскую деятельность. Последний раз в 2007-ом, когда политика обвинили в обеспечении деньгами и оружием студентов колледжей. Революцию он встретил в тюрьме, откуда его выпустили только через месяц по медицинским причинам. Из-за судимостей он не мог баллотироваться, но буквально в воскресенье ВСВС отменил приговоры по всем процессам с его участием. Из-за этого по Египту поползли слухи о сговоре между военными и "братьями" с целью выдвижения компромиссного кандидата. Аль-Шатер - идеальная для этого кандидатура. Он выступал организатором и посредником на переговорах движения со спецслужбами во времена Мубарака и с правящей ныне хунтой. Кроме того, бизнесмен выступает за свободный рынок, а значит, вряд ли будет ущемлять экономические интересы военных.
Однако у выдвижения аль-Шатера есть еще и скрытая причина. Сами "братья" надеялись, что президентом Египта станет более светский и либеральный политик. Однако опубликованный на прошлой неделе опрос Центра политических и стратегических исследований Аль-Ахрам показал, что существует опасность триумфа куда более радикального кандидата. Пока фаворитом будущего голосования с 33 процентами является бывший руководитель египетского МИД и Лиги арабских государств Амр Муса. Его победа "братьев" бы вполне устроила. Но на второе место с четвертого, демонстрируя потенциал к дальнейшему росту, перебрался представитель салафитов Абу Исмаил. С 22 процента он уже на 14 пунктов опережает ближайшего преследователя - либерального исламиста Абделя Монейма Фотуха, вышедшего из "Братьев-мусульман" за "авторитарность методов управления". Предсказать, кого поддержит большинство во втором туре, если туда выйдут Муса и Исмаил, пока не берется никто.
При этом салафит выступает за отмену мирного договора с Израилем, приводит Иран в пример успешной модели независимого от Вашингтона государства, переживает из-за совместного нахождения в офисах представителей двух полов и вообще нахождения женщины вне дома. Его главное обещание - небывалое процветание Египта, если страна повернется спиной к Западу. Неудивительно, что растущая популярность человека с такими взглядами вызвала недовольство и военных, и умеренных исламистов, и внешних сил, решивших устранить потенциальную опасность, выдвинув сильного соперника конкретно против Исмаила.
Вопрос в том, насколько популярен кандидат от "Братьев" в египетском обществе, ведь соцопросы с его участием еще не проводились. Но уже очевидно, что аль-Шатер уступает в харизматичности Абу Исмаилу и начинает кампанию, когда от рекламы салафита уже некуда деться. Зато на его стороне отлаженная политическая машина "Братьев-мусульман". Вытянуть к концу мая аль-Шатера на второе место, сместив оттуда Исмаила, видимо, будет для нее даже более важной целью, чем общая победа.