Более 100 законодательных инициатив, призванных снизить административные барьеры и упростить получение государственных услуг, не выполнены по причине нерасторопности ведомств, которые отвечают за исполнение этих мероприятий. Такие данные представило минэкономразвития по итогам мониторинга выполнения исполнительной властью планов мероприятий по снижению административных барьеров и оптимизации предоставления госуслуг по состоянию на март 2012 года.
Из сводного отчета по 18 сферам видно, что выполнены в среднем на 43% планы по проценту выполнения от общего утвержденного в планах количества мероприятий по сферам. Общие планы выполнены в среднем на 50%.Более-менее удачно удается снижать административные барьеры в таких сферах, как образование, таможенное администрирование экспорта высокотехнологичной продукции, промышленная безопасность - результат выполнения планов составляет около 70%. Хуже исполняются планы по приему квалификационных экзаменов на получение водительских прав, в сфере связи, транспорта - менее 30%.
В министерстве считают, что такая ситуация абсолютно неприемлема. Все отраслевые планы в свое время разрабатывались и утверждались на уровне правительства РФ именно по самым проблемным сферам, чтобы быстрее менять режимы регулирования в самых болезненных точках экономики. По ним нужны самые срочные системные меры. Из сводного отчета ведомств также видно, что все запланированные мероприятия из 23 ведомств выполнили только 5. Среди лидеров Банк России, минобороны, ФАС, ФТС и Роскомнадзор. В отстающих - МЧС, минюст, минфин, минкомсвязь, минтранс, МВД и Росрыболовство (см. диаграмму на стр. 1).
В ФАС причиной сложившейся ситуации считают низкую исполнительскую дисциплину органов власти. В ведомстве отмечают, что задача снятия административных барьеров в экономике, устанавливаемых чиновниками, сравнима по важности с задачей по борьбе с коррупцией и должна стать одним из приоритетных направлений деятельности нового правительства.
Представители бизнес-сообщества и эксперты единодушны: административные барьеры для бизнеса по-прежнему высоки. "Делать и развивать бизнес в России могут только чиновники и их партнеры, - заявил Сергей Габестро, гендиректор торгового портала Fabrikant.ru. - К сожалению, позитивной динамики мы в этом отношении не видим, какие бы отчеты ни представлялись. И это не вина минэкономразвития, которое, кстати, делает довольно много для изменения ситуации. Это вина каждого конкретного министра и губернатора, который может ознакомиться с требованиями и просто поручить их выполнить своему аппарату. В итоге мы видим ситуацию: инициативы не реализованы или реализованы компромиссно".
По мнению эксперта, при оценке работы всех министров и губернаторов самыми весомыми должны быть факты снятия административных барьеров и создания условий для развития конкуренции. И пока их работа не будет оцениваться по таким показателям эффективности, ситуация не изменится.
"Чиновники крайне неохотно занимаются реализацией мероприятий, направленных на снижение административных барьеров, что, собственно, и подтверждают результаты мониторинга, - добавляет Юлия Кузнецова, ведущий юрист налоговой практики компании Sameta. - Обращение к чиновникам по-прежнему остается для предпринимателей проблемным. Так, например, большое количество споров относительно нарушения сроков возврата излишне уплаченных или взысканных налогов показывает, что, несмотря на все проводимые мероприятия, административные барьеры не снимаются. Мало того, бюджет несет дополнительные расходы - ведь за просрочку возврата налогоплательщику причитаются проценты".
Как отметил Александр Бойко, председатель совета директоров электронной площадки B2B-Center, административные барьеры для бизнеса практически не сократились. "Например, в строительной отрасли объемы инвестиций за последние годы не увеличились, - пояснил эксперт. - Строительные компании по-прежнему вынуждены проходить бесконечные круги согласований. Достаточно вспомнить ситуацию с отбором электронных торговых площадок для проведения госзакупок. Действующим электронным площадкам не дали возможность конкурировать между собой по уровню функциональных возможностей, обслуживания, опыта работы на рынке и прочих количественных и качественных показателей. Регулирующие органы отобрали пять площадок, основываясь скорее на собственных представлениях относительно работы в отрасли электронных торгов".
Для снижения административных барьеров минэкономразвития намерено в первую очередь продолжить развивать институт оценки регулирующего воздействия (ОРВ), который, по мнению ведомства, позволит не допустить создания новых административных барьеров и избежать серьезных ошибок госрегулирования. В частности, министерство предложило поэтапно внедрять практику ОРВ на ранней стадии, когда федеральные органы исполнительной власти - разработчики обязаны самостоятельно проводить такую оценку, а минэкономразвития в свою очередь будет заниматься методической поддержкой разработчиков и проводить аудит заключений на предмет полноты и объективности. Помимо этого минэкономразвития предложило обязать федеральные органы исполнительной власти представлять необходимые пояснительные записки при направлении проектов нормативных правовых актов на оценку регулирующего воздействия, а также направлять полученные заключения в Минюст России при регистрации нормативных правовых актов. Кроме того, министерство предложило закрепить процедуру оценки регулирующего воздействия в отношении проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых органами государственной власти субъектов РФ.
Справка "РБГ"
С начала деятельности департамента оценки регулирующего воздействия (более 1,5 года работы) Минэкономразвития России подготовило более 900 заключений об оценке регулирующего воздействия. При этом динамика за этот период отражает значительное увеличение количества поступающих на оценку регулирующего воздействия проектов актов. Пик пришелся на 4-й квартал 2011 года - на оценку поступило 340 проектов актов.
Доля подготовленных отрицательных заключений, составлявшая в первые полгода деятельности департамента около 50%, в 2011 году заметно снизилась и составила 31% к концу 2011 года, что свидетельствует о том, что практически треть направленных на оценку проектов актов содержит избыточные требования к бизнесу. Но также указывает и на то, что ведомства стали ответственнее относиться к законотворческому процессу.
Авторство более половины проектов актов, получивших отрицательное заключение, принадлежит минрегиону, минпромторгу и минприроды. Около половины актов МЧС и Росалкогольрегулирования также получили отрицательные оценки. Положительно оценены более половины проектов актов минобрнауки, ФТС, минкомсвязи и минздравсоцразвития.