03.04.2012 00:43
Экономика

Эксперт: Закон ограничил общение представителей компаний с врачами

Закон ограничил общение представителей компаний с врачами
Текст:  Татьяна Батенёва
Российская Бизнес-газета - Бизнес и власть: №13 (842)
Читать на сайте RG.RU

Практика работы на рынке фармкомпаний и фирм, производящих медтехнику, одинакова во всем мире. Они представляют свою продукцию на выставках, научных конференциях и т.п. Но чтобы сформировать спрос, содержат еще и целый штат медпредставителей - сотрудников, которые общаются непосредственно с врачами и прочими медиками и рассказывают им о своих лекарствах или приборах, не только распространяя новую информацию, но и обеспечивая продажи.

А для того чтобы стимулировать тех, кто на них может повлиять, используют самые разные способы - подарки, поездки за рубеж на научные мероприятия или отдых, оплату за определенное количество выписанных врачом рецептов или за публикацию статей о преимуществах их фирменного лекарства или прибора.

Особый интерес для такой обработки всегда представляли "лидеры мнений", то есть авторитетные и известные специалисты. В начале века и у нас в стране дошло до того, что почти каждый профессор или заведующий отделением крупной больницы тесно дружил с конкретной фирмой, являясь чуть ли не ее штатным сотрудником. А по больницам и поликлиникам свободно разгуливали медпреды с чемоданчиками, полными дармовых препаратов, буклетов и презентов. Но в мире и регулирующие органы, и профессиональные сообщества уже давно увидели опасность подобной практики для пациентов и неэтичность такого ведения бизнеса и ввели ограничения на контакты компаний и медиков.

Очнулся и наш законодатель, и в Законе "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" появилась статья, ограничивающая общение представителей компаний с врачами и фармацевтами в рабочее время и прямые выплаты им, а также запретившая подарки, поездки на отдых и развлечения за счет фирм. Необходимые же формы контактов (проведение клинических исследований, сбор информации о побочных эффектах лекарств и т.п.) должны быть регламентированы, а ответственность за это закон перекладывает на руководителей лечебных учреждений. Многие из них поняли новую норму как необходимость вообще запретить любые визиты медпредов в их вотчины. Такой приказ, к примеру, уже издали в минздраве Республики Татарстан, в некоторых других регионах. Но многие главврачи не видят причин полностью запрещать общение с компаниями.

- Наша клиника - база многих клинических исследований, в том числе и международных. В процессе этой работы мы общаемся с представителями различных компаний, но все это строго регламентировано заключенными договорами, - рассказывает главврач Московской клинической больницы N 15 им. Филатова, д. м. н. Екатерина Тюлькина. "Общение с представителями - это возможность получить свежую научную информацию. Конечно, речь идет о компаниях с хорошей репутацией, а не о тех, что распространяют БАДы или другую подозрительную продукцию. Если наши врачи общались бы с такими "просветителями", я бы их наказал", - поддерживает д. м. н. Анатолий Рывкин, главврач санкт-петербургской городской больницы N 31. "Опасения о том, что врачей можно "стимулировать" какими-то подарками или поездками, сегодня уже неактуальны, - считает главврач московской горбольницы N 79, д. м. н. Алина Косаченко. - В Москве у врачей сейчас зарплата вполне достойная, они способны и сами поехать за рубеж на конференцию или на отдых. А солидные фирмы в последние годы перестали посылать своих представителей по больницам, есть и другие формы общения".

Многие известные фармкомпании уже пересмотрели свои стратегии по продвижению продукции и информированию врачей. "Наша компания первой в России ввела жесткие ограничения на работу медицинских представителей в соответствии с собственной программой ведения этичного бизнеса, - говорит директор по персоналу "АстраЗенека Россия" Ольга Молина. - Преимущество отдается не контактам "врач - представитель", а групповым форматам работы - проведению "круглых столов", конференций, семинаров и т.п. Никаких фирменных сувениров и даже флешки с информационными материалами они теперь дарить не имеют права. Все медпредставители проходят специальные тренинги по этике, наши советники могут всегда проконсультировать каждого по сложным ситуациям, работает система аудита их работы. За 2011 год мы выявили около 20 случаев нарушений этических требований компании, за наиболее явные из них несколько представителей были уволены".

- Чтобы обеспечить врачей актуальной информацией, компания активно развивает инновационные технологии, - дополняет менеджер по реализации ключевых проектов Максим Агарев. - В частности, проводим веб-конференции с участием врачей. Планируем внедрить технологии удаленного доступа для общения врача и медпредставителя, использовать мобильные устройства для проведения презентаций, а также уделять серь езное внимание онлайн-коммуникациям в соцсетях.

- Принятие нового закона практически не сказалось на деятельности медпредставителей, - отмечает консультант по подбору персонала кадрового агентства "КАУС-Медицина" Анна Рыжик. - Проведенный нами опрос компаний показал, что при продвижении продукции ключевую роль играет организация конференций для врачей, тематических выставок и т.п.

Однако совсем исключать появление "коммивояжеров" с чемоданчиками, заполненными лекарствами и подарками, нельзя. На днях такой бойкий молодой человек встретился мне в коридоре обычной поликлиники. Правда, назвать свою компанию он отказался. Уже знает, что нарушает закон.

Фарминдустрия