За три дня - два официальных визита в страны, которые уже пару десятков лет общаются друг с другом через посредников. С понедельника по среду глава МИД России Сергей Лавров продолжает поиск компромисса, который поможет армянам и азербайджанцам говорить на одном языке - языке дипломатии.
Повод для визитов в Ереван и Баку подчеркнуто торжественный: двадцатилетие установления дипотношений с Арменией и Азербайджаном. Что не мешало Лаврову помнить о главном - о предстоящей крайне трудной миссии. Вместе с США и Францией Россия пытается помочь двум народам залечить раны и зажить нормальной добрососедской жизнью. Получается пока, откровенно говоря, с переменным успехом и очень медленно. Посредниками и Армения, и Азербайджан вроде довольны. Тем не менее и Баку, и Ереван не горят желанием идти навстречу друг другу. Начавшийся в понедельник визит Лаврова в Армению стал очередным наглядным тому подтверждением.
Мало кто из стран может козырнуть таким без преувеличения активным диалогом с Москвой. В том числе и на уровне глав МИД. "Мы очень часто встречаемся", - заявил вчера Эдвард Налбандян по итогам переговоров с Лавровым. В 2011 году главы МИД провели 10 раундов переговоров. В этом - уже четыре. И это не случайно. 23 января этого года в Сочи президент России Дмитрий Медведев провел десятую встречу в трехстороннем формате с президентами Армении и Азербайджана. По итогам переговоров Ильхам Алиев и Серж Саргсян заявили о готовности ускорить согласование Основных принципов нагорно-карабахского урегулирования. Но в действительности ускориться не получается. Каждая из сторон стоит на своем. Переговорный процесс идет настолько тяжело, что, к примеру, вчера в Ереване Лавров и Налбандян до последнего согласовывали, казалось бы, абсолютно безобидный текст совместного заявления по случаю 20-й годовщины установления дипотношений. В итоге встреча тет-а-тет двух министров растянулась на полчаса. Нет сомнений, что во вторник аналогичная ситуация ждет Лаврова в Баку. В ереванском заявлении записано, что "стороны подтверждают приверженность окончательному урегулированию нагорно-карабахского конфликта на основе принципов и норм международного права, Устава ООН, Хельсинкского Заключительного акта". Проблема в том, что в этих документах прописаны два основополагающих принципа: территориальная целостность и право народов на самоопределение. Но каждая из сторон акцентирует внимание посредников только на одном из них, совершенно игнорируя другой. Баку настаивает на верховенстве территориальной целостности. В Ереване уверены: каждый народ имеет право на самоопределение. Правы вроде бы обе стороны. Но посредникам от этого не легче.