Депутаты Госдумы одобрили отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2011 году, который представил депутатам председатель Счетной палаты Российской Федерации(СП РФ) Сергей Степашин.
Он, в частности, отметил, что в прошлом году было проведено 370 контрольных мероприятий и 131 экспертно-аналитическое мероприятие, в ходе которых были выявлены нарушения на общую сумму 718 млрд рублей. Хочу особо остановиться на этой цифре, которая вызвала определенный ажиотаж в прессе. Эта цифра очень активно обсуждалась во время выборной кампании. Она действительно намного больше, чем в предыдущие годы. Но этот факт прежде всего объясняется более совершенной и качественной работой финансовых контролеров, грамотным выявлением нарушений и действенным взаимодействием их с право охранительными органами. Особенно со Следственным комитетом, ФСБ, МВД и Контрольным управлением президента. Проверки выявили расходование средств с нарушениями действующего законодательства в Свердловской, Брянской и Тульской областях, в Дагестане и других регионах. Был зафиксирован ряд злоупотреблений служебным положением в налоговых службах Иркутской, Саратовской и Ленинградской областей. По фактам нарушений были уволены руководители перечисленных УФНС.
В 2011 году в Генпрокуратуру РФ и правоохранительные органы было направлено 176 материалов по результатам проведенных контрольных мероприятий. По материалам СП РФ возбуждено 72 уголовных дела, 4 материала приобщены к уголовным делам. Кроме того, возбуждено 23 дела об административных правонарушениях.
Впервые была расследована сфера госзакупок по всей стране. Анализ выявил немалые суммы денег, которых недосчиталась гос казна. По этим нарушениям сегодня проводятся проверки и возбуждены уголовные дела. Также много нарушений было выявлено по результатам проверки транспортного комплекса Москвы (215 млрд рублей). Были выявлены просчеты в финансовой отчетности и нарушения Бюджетного кодекса и в других регионах страны. Особенно много нарушений в стране было зафиксировано в системе ЖКХ (общий объем нарушений - 33,3 млрд рублей). Все эти данные свидетельствуют о кропотливой, конструктивной и бескомпромиссной работе стражей бюджетных денег, поэтому законодатели отнеслись к отчету с должным вниманием и дали ему положительную оценку.
Напомню, что СП РФ отчитывается ежегодно перед палатами Федерального Собрания в соответствии со статьей 33 закона "О Счетной палате Российской Федерации". В 2011 году приоритетами в деятельности Счетной палаты стало обеспечение прозрачности бюджетного процесса, повышение эффективности использования бюджетных ресурсов и устранение системных причин коррупции при одновременном сокращении административного давления на экономику. В частности, велась проверка по вопросам, связанным с инновациями и модернизацией экономики, укрепления воздушно-космической обороны страны, укомплектования армии новейшим вооружением. Также аудиторов интересовало, как реализуются программы социальной направленности, в том числе обеспечение жильем граждан из аварийного жилищного фонда.
В отчетном году Счетная палата продолжала совершенствовать методы и формы контроля. Расширялась практика аудита эффективности государственных расходов, который включает в себя новейшие научно-аналитические методики, также успешно осуществляется стратегический аудит, открывающий широкие возможности по прогнозированию расходов, увязывая их с решением проблем региональной и экономической политики. Его главной задачей является комплексная оценка реализуемости проектов, программ и стратегий с учетом имеющихся ресурсов и существующих рисков. Опыт, полученный в ходе проведения стратегических аудитов, был использован в совместной работе с Высшей школой экономики, Российской академией наук и другими экспертными центрами по доработке "Стратегии-2020".
Рабочим же инструментом в работе контролеров становится аудит эффективности. Так, было проведено 16 мероприятий, среди которых можно выделить аудит эффективности мер по снижению затрат при реализации инвестиционных программ в "Газпроме", "Роснефти", "РЖД", "Аэрофлоте", "Росатоме", "Связьинвесте", "Совкомфлоте", "ФСК ЕЭС России". И практически во всех госкомпаниях были выявлены одни и те же недостатки - отсутствие четких критериев эффективности использования бюджетных средств, значительные объемы "незавершенки", размещение заказов у аффилированных структур без проведения тендеров, недостаточно активное участие в инновационных проектах.
Говоря о новых резервах эффективности работы финансовых контролеров, я бы хотел выделить фактор взаимодействия Счетной палаты с профильными комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания Российской Федерации. Это взаимодействие позволит достичь конструктивных решений в самых сложных проблемах и будет способствовать повышению прозрачности в бюджетно-налоговой сфере. В 2011 году по обращениям депутатов Государственной Думы было проведено 19 проверок, или 3,8 процента от общего количества мероприятий, и по обращениям членов Совета Федерации - 17, или 3,4 процента. И такое положение сохраняется на протяжении ряда лет. Целесообразно активизировать взаимодействие комитетов и депутатов Госдумы со СП РФ при формировании плана ее работы, а также использовать аналитический потенциал и высокий профессионализм специалистов СП РФ при подготовке законопроектов к рассмотрению Госдумой. Ведь действенный аудит позволяет парламенту получить информацию не только о законности и целевом использовании средств федерального бюджета, но и делать выводы об эффективности финансовых вложений с точки зрения решения общегосударственных задач.
Юрий Васильев,
председатель подкомитета по взаимодействию
со Счетной палатой РФ
Комитета Госдумы
по бюджету и налогам