03.04.2012 00:20
Общество

В России появятся "Школы Сколково"

В России появятся "Школы Сколково". За опытом педагоги съездили в графство Кент
Текст:  Мария Агранович (Мейдстон, Великобритания - Москва)
Российская газета - Федеральный выпуск: №72 (5745)
Читать на сайте RG.RU

Школы Сколково - это образовательные учреждения в разных регионах страны, которые будут учить детей по совершенно новой концепции. Первую такую школу планируется открыть уже в сентябре 2014 года на территории инограда Сколково. Ее концепцию разрабатывали команды учителей в рамках специального конкурса.

Он стартовал в сентябре прошлого года при поддержке Минобрнауки, фонда "Сколково" и российского представительства Microsoft. Участники разрабатывали концепцию для создания в Сколково мультинационального и многоязыкового образовательного комплекса. Без технологий и инноваций в таком центре не обойтись. И Microsoft здесь - активный партнер и помощник. На протяжении многих лет компания работает над повышением эффективности использования технологий в образования, способствуя модернизации школы и повышению инновационной составляющей учебного процесса.

…На пути в пригород Мейдстона, "райцентра" британского графства Кент, из окна такси видны классические пасторальные пейзажи:  поля, фермы, виноградники, небольшие дома. Внезапно - ворота, шлагбаум и вдалеке - большое здание в стиле "хай-тек" цвета травы с множеством окон. Стекло искрится на солнце. Это - одна из лучших школ в Кенте "New Line Learning Academy".

Сюда приехали 30 учителей из Екатеринбурга, Апатит, Красноярска, Новосибирска, Ижевска, Томска и других городов - авторские коллективы программ, ставших лауреатами конкурса "Школа Сколково", и команда  победителей под руководством ректора Московского института открытого образования Алексея Семенова.  

Что же привело команду российских педагогов в обычную районную английскую школу? А ведь New Line Learning Academy - именно такая, не смотря на то, что лучшая в графстве. Расположена в одном из самых сложных районов города: 80 процентов ее учеников по нашим меркам относятся к категории социально неблагополучных. В полную силу новая школа заработала около года назад, объединила две слабые школы и предложила новую концепцию обучения и совсем иную образовательную среду. Нашим учителям предстоит адаптировать этот опыт - ведь именно по такому принципу и планируют создавать школы Сколково в России.

New Line Learning Academy  - одна из сети так называемых в Англии "Школ будущего", поддерживаемых Microsoft, которые строятся по схожему сценарию. Их в королевстве на сегодняшний день уже несколько тысяч. Основные принципы таких школ: доступное образование для всех, в центре которого стоит принцип индивидуализации, при котором каждый ученик обучается в соответствии со своими интересами и потребностями, занятия - более продолжительные, в смешанных группах, пространство школы не статично, важную роль играет архитектура: класс легко трансформируется в зал для презентаций и пр.

Заходя в школу, сразу чувствуешь - что-то здесь не так. Точно: нет привычного нам гардероба. Холл перетекает в пространство столовой, которое не огорожено стенами и дверными проемами. Рядом с зоной выдачи завтраков-обедов (как правило, это несколько горячих блюд, суп, обязательно свежие фрукты, йогурты) - небольшой прилавок, где за символическую плату можно купить сендвич, шоколад.

Верхнюю одежду каждый класс хранит в своем отдельно гардеробе. Вот и еще одна особенность: детей здесь делят не по классам, а по годам обучения, и у каждого "года" есть свое личное пространство. За дверью с надписью "Year 7" ("Седьмой год") - стойка с множеством шкафчиков для личных вещей и отдельная вешалка для верхней одежды. Шкафчики небольшие, зато в каждом есть провод для подзарядки ноутбука. Ученик может не уносить его домой, а, поработав в школе, оставить в шкафчике на подзарядке. Также здесь - несколько помещений, куда-то можно входить только в носках или сменной обуви: за этим строго следят. Классами в нашем понимании эти комнаты не назовешь: никаких парт, где дети видят только затылки впереди сидящих. Здесь - круглые столики, легко перемещаемые модульные столы, которые можно составлять полукругом. Перегородка между комнатами может легко подняться - и получится большой зал. Такие мобильные помещения здесь называют  "плазы". Учатся здесь тоже по-другому:  вместе могут собраться и  по 100-120 учеников с  3-4 учителями, которые делятся на группы и осваивают предметы разными способами и темпами. Именно так понимаешь практическую роль инноваций.

Хорошую ассоциацию привел на семинаре с российскими учителями проектировщик школьной среды Стив Мосс: "Массовая школа сегодня- словно дальний перелет на самолете: садишься в кресло, отключаешь все электронные устройства, и повезло, если сосед попадется хороший. А если нет? Тогда придется отложить свою жизнь на 5-6 часов". В школе в Кенте напротив все  направлено на ученика: удобно ли ему, кто  с ним рядом. Этот индивидуализированный подход сохраняется во всем. И, кстати, что касается отключения устройств: в школе везде беспроводной интернет, техническое оснащение инновационными продуктами Microsoft и партнеров на высочайшем уровне, но на выход в Интернет стоят жесткие фильтры. Испытано на себе: заблокированы все соцсети, некоторые поисковики.

Ходим по школе - у ребят перемена, многие перекусывают в столовой, кто-то вышел на улицу - там тоже есть столики и лавочки, кто-то сидит на полу с книжками. А в классе "домоводства", несмотря на перемену - аншлаг. Инновации и последние разработки Microsoft становятся практичными: в окружении хай-тековских плит и посудомоечных машин, которым позавидовала бы любая хозяйка, ребята проводят какие-то опыты. Все это видно нам через огромное почти во всю стену низкое окно: такие здесь во многих классах. Окно в холл и окна на улицу - постоянный свет и воздух.

 - Мы тоже можем похвастаться, что у нас все отлично с оснащением школ техникой, - делится впечатлениями замминистра образования и науки Мурманской области Сергей Мякишев. - Но здесь она на втором плане. Ее не видно. У учителя есть планшет, на который выведены кнопки управления светом, сетью, подвижным экраном, проектором. Одно касание - и процесс пошел. Все незаметно. А мы в последнее время слишком громко говорим о том, как насыщаем школу техникой. Но мониторинг эффективности ее использования, по крайне мере, у нас в регионе, признаюсь, огорчил.

Российские учителя знакомились с английской школой 4 дня. Под конец последнего, в субботу, пустая в выходной школа вдруг наполнилась людьми в ярких жилетах: они охапками вносили в холл одежду, игрушки, пачки подгузников и другие детские вещи. Стоянка заполнилась машинами - из них люди тоже вытаскивали коробки с одеждой. Персонал раскладывал платья и курточки по возрастам. Так в Академии начинался первый в ее истории благотворительный вечер. Одни приносили - другие покупали за символическую плату. Школа стала не только школой, но и центром социальной жизни, открытой для всех.

мнения


Исаак Фрумин, советник президента Фонда "Сколково":

 -  В России много хороших школ. Но некоторые, достигнув определенного уровня, останавливаются, и начинается текучка. Мы хотим  дать им возможность двигаться. Не нужно для этого строить новые. То, что есть, можно легко дополнить модулями, это не так дорого. Проблема не в деньгах, а в мозгах. У нас нехватка хороших внятных идей. В прошлом году в одном регионе построили 14 новых школьных зданий. Каждую из этих школ можно было бы превратить во что-то уникальное, но они получились стандартными. Если на этапе, когда только вырыли котлован под школу, обсудили бы с местными жителями, что им нужно, - получили бы 14 очень интересных проектов, заточенных на потребности конкретного населенного пункта или района. А мы сразу назначаем директора, который по стандартном списку собирает мебель, оборудование, набирает учителей, и только потом начинается обсуждение, что делать, причем местное сообщество никогда всерьез не вовлекается в эту дискуссию. Мы не туда тратим и средства и энергию. Вот пример: в некоторых школах собирают деньги, чтобы повесить на окна в классах жалюзи. Вешают. Нет, кажется им, что-то не очень красиво. И жалюзи обрезают по низу аркой. В этом случае они теряют всякий смысл. Люди вкладывают деньги и  сами портят то, на что эти деньги пошли. Так нельзя.

Антон Шульженко, руководитель направления по работе с федеральными органами образования Microsoft в России:

 - Наша основная совместная цель заключается в разработке модели современной школы с индивидуализированной подготовкой как учащихся, так и педагогов, которая будет доступна ассоциации школ Сколково, но и большинству школ в нашей стране. Ключевую роль в построении такой модели играют облачные технологии Microsoft, которые позволяют выстроить индивидуализированную систему образования без существенных финансовых и человеческих затрат.

Ефим Рачевский, председатель комиссии по проведению конкурса "Школы Сколково", директор Центра образования "Царицыно" № 548:

 - В проекте по созданию Школы Сколково мы видим рождение прототипа школы будущего. Это уникальный момент для отечественной школы, когда стало возможно практическое воплощение самых смелых идей и новаций в образовании с одновременным сохранением лучших педагогических практик и традиций.

Образование