03.04.2012 00:25
Общество

82 школы в Москве не набрали учеников в первые классы

Что делать со школами, куда родители не хотят отдавать детей?
Текст:  Ирина Ивойлова
Российская газета - Федеральный выпуск: №72 (5745)
Читать на сайте RG.RU

В Москве произошла ожидаемая сенсация: 82 школы не набрали учеников в первые классы. При этом в 30 школах аншлаг - мест там не хватило сотням детей. Иначе и быть не могло. Получив право выбирать, родители проголосовали ногами. А что делать с теми школами, куда не хотят отдавать детей?

Вариант, который предлагает департамент образования, вроде бы очевиден: объединить сильных со слабыми. Как? Заммэра Ольга Голодец заявила: "Это серьезный процесс, поэтому инициативы по поводу объединения будут рассматриваться только тогда, когда директора сильной и слабой школ скажут: "Мы готовы идти вместе!" То есть это должен быть союз по взаимной любви.

82 школы в Москве не набрали учеников в первые классы

Но насколько это реально? "РГ" обзвонила несколько московских школ. Директора согласились говорить только на условии анонимности. Да, слияние сильных и слабых произойдет, но не добровольно, а в приказном порядке. Предполагается, что по крайней мере 40 слабых школ объединят с другими учебными заведениями. Больше всего кандидатов на слияние в Юго-Восточном округе - 13. Директора в панике: одних уволят, другим придется работать за троих. Объединение ведь тянет за собой шлейф трудных вопросов. Возьмем, к примеру, зарплату учителей. Чем больше учеников - тем выше зарплаты, чем меньше - тем ниже оклад. Как после объединения распределять деньги? Поделить на всех или платить по-разному?

Получив право свободно выбирать учебное заведение, родители проголосовали ногами

Никуда пока не исчезнут сложности и с качеством преподавания. Допустим, в сильной школе работают восемь толковых педагогов на 100 учеников, а после слияния будет десять на 200. Чувствуете разницу? Впрочем, оптимисты уверяют, что даже в самом плохом коллективе всегда есть 20-30 процентов учителей, которые могут и хотят работать. Что делать с оставшимися?

Как быть с учебниками, по которым работают объединяемые школы? Выбрасывать старые книги, и покупать новые?

Еще больше слияние школ тревожит родителей. Опасения понятны. В школе могут появиться классы, где двоечников на порядок больше. В том числе потому, что не все ученики хорошо говорят по-русски.Вы обрадуетесь?

Или, допустим, ваш ребенок ходит в школу, где учатся дети из семей с примерно одинаковым достатком и социокультурными запросами. В один прекрасный день вам объявляют: школа переезжает в другое здание, потому что в параллелях теперь не три класса, а шесть. При этом вы записывая ребенка в школу, внимательно смотрели на те условия, в которых ему предстоит заниматься. И учитывали наличие нового спортзала, свежего ремонта в столовой и, извините, посчитали даже количество туалетов. А теперь пойдете в старое здание, с одним туалетом на весь этаж?!

Заметим, не все из 82 школ такие уж плохие. Причины, по которым родители туда не пришли, могут быть самые разные, в том числе - демографические. Возле Рижского вокзала, например, есть хорошая школа, у которой практически нет прикрепления - дома старые, семей с детьми - минимум. Бывает, родители не идут в школу, которая расположена в районе, где живут представители определенного этноса. Но это ведь не значит, что в школе плохо учат. Кто-то из родителей не следит за новостями об электронной записи. Думаете, мало таких? Полно! По мнению директоров, до школ пока не дошли 3000 учеников. Впрочем, как бы там ни было, электронная очередь показала рейтинг популярности школ и обозначила проблему.

Кстати, в Москве есть малокомплектные школы 9 и 611, которые почти год ждут объединения. Директор школы N9 Ирина Сахарова рассказала: "Надеемся, что вопрос скоро решится. Мы выслушали всех педагогов и родителей, все - за. Из-за того, что мы сможем разместить началку отдельно, в этом году план набора выполнили обе школы. А если понадобится - откроем дополнительный класс".

Образование Москва Столица