Сегодня "Российская газета" публикует поправки в правила дорожного движения, которые в первую очередь касаются такси. Теперь в правилах прописаны требования к легальным такси. Всех, кто подвозит пассажиров нелегально, но маскируется под машину с шашечками, будут строго наказывать. Также в правилах появились преференции для инвалидов.
Напомним, с первого сентября прошлого года вступил в силу федеральный закон N 69. В просторечье его называют "закон о такси". Некоторые нормы этого закона вступили в силу с первого января этого года. В этом законе прописано, каким образом официальное такси должно отличаться от нелегального. Вступление в силу этого закона потребовало внесения изменения в правила дорожного движения. Ведь в них требования для такси не были прописаны.
Также первого января вступили в силу поправки в Кодекс об административных правонарушениях, в которых предполагается наказывать за незаконную установку фонаря такси, нанесение цветографической схемы такси, управление таким автомобилем без соответствующего разрешения. Однако эти нормы так и не заработали. Дело в том, что до сих пор требования к такси не были прописаны в Правилах дорожного движения. Получался казус. Наказание есть, а нарушения за которое надо наказывать, нет. Теперь правительство прописало требования к такси и в правилах.
Автомобиль, используемый в качестве легкового такси, должен быть оборудован таксометром, иметь на кузове (боковых поверхностях кузова) цветографическую схему, представляющую собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке, и на крыше - опознавательный фонарь оранжевого цвета.
В тоже время запрещается эксплуатация таким образом оборудованных машин, если у водителя нет разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
Публикуемые сегодня поправки вступят в силу 13 апреля, и с этого дня у сотрудников ГИБДД появятся законные основания для проверок такси и применения до сих пор не действовавших норм исправленного КоАП.
Впрочем в довесок к строгому контролю таксисты получат удивительное право: ездить на законных основаниях по выделенным полосам для общественного транспорта. С момента вступления в силу поправок в правила, полоса с буковкой "А" для них открыта. Но только не в Москве.
В столице не все так просто. Напомним, что, когда в Москве вводились "автобусные полосы", мэр столицы Сергей Собянин заявлял, что не разрешит двигаться по этим полосам таксистам. И действительно, им будет сложно воспользоваться в столице привилегией, предусмотренной правилами. Дело в том, что в Москве практически над каждой полосой для общественного транспорта висит знак "Въезд запрещен". Даже в исправленных правилах исключение для этого знака - только маршрутные транспортные средства. То есть там, где на выделенных полосах есть кирпич, туда въезд таксисту также запрещен, как и простым смертным. Если правительство столицы захочет их все-таки допустить на "выделенки", то придется по всему городу убрать с них "кирпичи".
Казалось бы, тут возникает противоречие между Правилами дорожного движения и местными законами. Однако, как подтвердили нам в ГИБДД, никакого противоречия нет. Организацией дорожного движения согласно Федеральному закону "О безопасности дорожного движения" должны заниматься хозяева дорог. Это могут быть федеральные власти, региональные, областные и муниципальные. Местным властям виднее, где нужно ограничить движение для грузовиков, где поставить шлагбаум или сделать переход. Для этого есть соответствующие технические средства - дорожные знаки.
Правила не запрещают въезд в центр города грузовиков, но это запрещают местные законы. Для этого на въездах висят соответствующие знаки. Распоряжение столичного правительства, разрешающее движение по "автобусным" полосам в выходные дни, будет действовать тогда, когда под знаками появятся информационные таблички. Само по себе постановление местного правительства, не подкрепленное на дороге знаками, не дает водителям никаких преимуществ.
Напомним историю, случившуюся в Санкт-Петербурге. Там два года назад было принято постановление городского правительства, что стоянка автомобилей в городе запрещена по четным числам на стороне улицы с четными номерами домов и по нечетным там, где дома с нечетными номерами. Знаками на дорогах это нововведение в питерские правила никто не обозначил. В итоге в неприятную ситуацию попадали гости Северной столицы. Поэтому разбираться пришлось Верховному суду. Постановление было отменено.
Как сообщил "РГ" первый зампред Комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков, в так называемом законе о такси возможности движения таксистов по выделенным полосам общественного транспорта не предусмотрено. Закон о безопасности дорожного движения наделяет правом ограничивать это движение местные власти. Поэтому федеральным законом установка знаков "Въезд запрещен" над полосами для общественного транспорта не противоречит законодательству.
С принятием поправок московские власти, как, впрочем, и любые местные власти, вправе как повесить "кирпичи" над выделенными полосами для общественного транспорта, так и снять их. Все зависит от дорожной обстановки в конкретном городе и на конкретной трассе. Напомним, что, если над выделенной полосой с буквой "А" не вывесят знак "Въезд запрещен", легальный таксист может ею воспользоваться. Если же он поедет по ней под "кирпич", то получит штраф. Сегодня это 300 рублей, а с 1 июля в Москве и Питере такой штраф повысится до 3 тысяч, в регионах - до полутора тысяч.
С поправками в правила у ГАИ появляется возможность привлекать к ответственности незаконных таксистов.
Еще один казус. У нас по правилам ездить по этим полосам не имеют права и маршрутные такси. Дело в том, что они не маршрутный транспорт. Хотя и двигаются по заданному маршруту, но не имеют жестко привязанных остановочных пунктов. Пора уже узаконить этот транспорт: признать его маршрутным или не признавать таким, но тогда обязать ездить по правилам для обычных людей.
Другой важный момент. Теперь из списка необходимых для управления автомобилем документов убрали талон техосмотра. Напомним, что с нового года вступил в силу закон о техосмотре. В нем, в том числе прописано, что машины до трех лет отроду техосмотра не проходят. А правила требовали иметь талон ТО. Теперь их привели в соответствие, и требование о наличие талона убрали.
В документе, который сегодня публикует "Российская газета", расширен список возможностей для знаков, касающихся инвалидов. Имеются в виду дорожные знаки, разрешающие парковку или въезд куда-нибудь только инвалидам, а также знак в машине, обозначающий, что в автомобиле инвалид. До сих пор эти знаки относились только к инвалидам первой или второй групп, а также к машинам, их перевозящим. Однако у детей группы инвалидности до достижения определенного возраста не устанавливаются. Таким образом, те, кто их перевозит, до сих пор не могли воспользоваться положенными привилегиями.
Теперь эта несправедливость устранена. И для знаков, касающихся инвалидов, прописано, что они распространяются на автомобили, перевозящие детей-инвалидов в том числе.
Еще одно исправление. Оно носит технический характер. В 2010 году в правилах появился термин "опережение". "Обгон" стал относиться только к маневру, связанному с выездом на встречную полосу. Но в пункте правил, касающемся движения по трамвайным путям попутного направления, слово "обгон" осталось. В нынешней редакции его убрали.
Москва от "кирпичей" не откажется
Максим Ликсутов, руководитель департамента транспорта и развития дорожно- транспортной инфраструктуры Москвы:
- Москва бы и рада открыть дорогу по выделенным полосам для такси, но мы опасаемся, что тогда эти полосы будут использоваться не только таксистами, как сегодня используются " мигалки". Напор легкового транспорта создаст проблемы в движении автобусам-полуэкспрессам, график которых мы всячески уплотняем. Это дает заметный эффект: число пассажиров, которые начинают ездить на этих маршрутах, передвигающихся как раз по выделенным полосам, вырастает каждую неделю от 9 до 15 процентов.
Новые правила дают возможность субъекту Федерации самому решать, как пользоваться этими еще создающимися полосами для общественного транспорта: дать зеленый такси или оставить приоритет за маршрутным транспортом большой вместимости.
Мы пока предпочитаем последнее - продолжать отрабатывать уже положительно показавшую себя практику, привлекая все больше москвичей на автобусы и троллейбусы и разгружая дороги от личных авто, а метрополитен - от перегрузки. Снимать "кирпичи" с выделенных полос спешить не будет. И это не противоречит ни федеральному законодательству, ни новым правилам дорожного движения.
Подготовила Любовь Проценко
Австрия
Как сообщили "РГ" в управлении дорожного движения Вены, выделенными для общественного транспорта полосами могут в исключительном случае воспользоваться специальные транспортные средства: полиция, пожарные, кареты "cкорой помощи". В отдельных случаях на этих полосах могут быть установлены таблицы с обозначением времени, когда по ним имеют право проехать частники. В остальных случаях австрийцы даже в часы "пик" не рискуют нарушать правила дорожного движения.
Движение грузового транспорта регулируется федеральным законом. Он предусматривает запрещение движения по дорогам страны в выходные дни с 15.00 в субботу и до 22.00 в воскресенье грузового транспорта, в том числе и тягачей, весом свыше 7,5 тонны. Исключениями являются транспортные средства дорожных служб и армии, а также грузовые автомашины с табличкой "L", размещенной впереди рядом с номерным знаком. Это означает, что автомашина по заводским характеристикам производит минимальный шум. Каждые два года владелец грузовика должен подтверждать эти показатели. Кроме того, попавшие в список исключений транспортные средства не должны в ночное время двигаться со скоростью свыше 60 километров в час.
Германия
В немецких городах общественный транспорт пользуется особыми правами. Правые полосы на больших многополосных улицах выделены под движение общественного транспорта - автобусов и такси. В основном это ограничивается временем, например, с 8 до 18 часов, когда интервалы между автобусами небольшие. Троллейбусов и маршруток в Германии нет вообще. Трамвайные пути бывает интегрированы в улицу, а бывает, ограничены бордюрами или даже клумбами. Все машины могут ездить по ним, главное, чтобы они не препятствовали движению трамваев. Все возможности ограничения движения установлены законом об уличном движении. К этому относится, например, и разрешение движения в пешеходной зоне транспортных грузовиков, подвозящих продукты в магазин, и выделение правой полосы для движения автобусов. Ввести дополнительные ограничения имеют право органы местного самоуправления. Например, в Берлине управление Сената по транспорту и движению. Однако все они должны соответствовать предписаниям, установленным в законе. Госорганы здесь не имеют права на "свободу творчества".
Бельгия
В условиях плотной застройки бельгийских городов отведенные для общественного транспорта специальные полосы имеют стратегическое значение, позволяя автобусам и трамваям двигаться по маршруту строго в соответствии с расписанием без задержек в пробках. Помимо общественного транспорта право заезда на специально выделенные полосы предоставлено и таксомоторам. Естественно, что автомашины аварийных и специальных служб в случае пробок также безнаказанно могут использовать для проезда любую часть дороги. А вот для рядовых участников дорожного движения заезд на такие полосы категорически запрещен. В противном случае смельчака ожидает серьезный штраф. Причем сами водители автобусов и вагоновожатые трамваев могут сигнализировать властям об имевших место нарушениях порядка. Также в каждом крупном городе существует специальная служба, обеспечивающая беспрепятственное функционирование общественного транспорта. Ее сотрудники наравне с представителями полиции могут фиксировать нарушения и выписывать штрафы тем, кто мешает работе городского транспорта.
Организацией автомобильного движения в Бельгии занимаются муниципалитеты - управляющие органы низшей административной единицы - коммуны, на которые поделена вся территория королевства. При каждом муниципалитете есть должность советника по транспорту, который и решает все вопросы, касающиеся автомобильного движения в вверенной ему коммуне. Именно по решению муниципалитета вводятся какие-либо ограничения или временные запреты на передвижение автотранспорта, изменяются схемы проезда тех или иных дорожных участков. Естественно, что местное население о любых вводимых изменениях оповещается заблаговременно.
Подготовили
Александр Саможнев (Вена), Дмитрий Косарев (Брюссель), Анна Розэ (Берлин)