|
В среду 11 апреля в 15 часов на сайте "Российской газеты" стартует III Интернет-фестиваль "Дубль дв@". На этот раз его тема - режиссерские дебюты.
В кино идет стремительная смена поколений. Вдруг возникла целая плеяда режиссеров молодых, дерзких, со своим взглядом на жизнь и своим мироощущением. Это мироощущение, как ни покажется странным, оптимистично. "Сейчас самое замечательное время для того, чтобы делать кино, - сказал в передаче, посвященной фестивалю, на радио "Говорит Москва” дебютант Андрей Зайцев ("Бездельники”). - Можно быть независимым от большого бюджета, от пленки, от дорогой аппаратуры. О качестве, которое дают вполне доступные теперь видеокамеры, еще недавно нельзя было мечтать. И если у тебя есть идеи, ты можешь снять фильм".
Это люди, которые научились быть независимыми от государства, от проката, от бюджета. Люди такой степени внутренней свободы, какая неведома предыдущим поколениям. Сергей Лобан, лауреат последнего Московского кинофестиваля за "Шапито-шоу", потерпев неудачу в переговорах с прокатчиками, решил заняться распространением своей картины сам и таким "прокатом-самокатом" с большим успехом показал ее в 60 городах страны. Он же решил подхватить бродящую в мире идею "народного финансирования" и уверен, что соберет деньги на свою следующую картину у зрителей-добровольцев.
Но проблема проката для большинства менее изобретательных дебютантов по-прежнему остается неприступной. Размах проблемы покажут некоторые цифры. В 2011 году в России было снято чуть более сотни фильмов - 103 или 105, никто не знает точно. Но совершенно точно известно, что из них 35 - более трети! - дебюты. Примерно столько же дебютных фильмов было снято в 2010 году. Это значит, что в полку кинорежиссеров прибыло - человек на семьдесят! Вам известны их имена? Вам что-нибудь говорят такие названия, как "Бездельники", "Пропавший без вести", "Иванов", "Голубка"? Многие из дебютных картин высоко оценены на фестивалях. Но из них считанные единицы засветились на считанных экранах. Сколько талантливых людей после столь обескураживающего начала решили заняться более благодарным делом - статистика не знает.
Год назад на первом фестивале "Дубль дв@" среди не дошедших до зрителей картин таких мастеров, как Сергей Соловьев или Юрий Мамин, была показана и мелодрама молодой Яны Поляруш "Видримасгор". Этот фильм тогда поразил многих зрителей: "Мы и не знали, что у нас все еще снимается такое умное и доброе кино", - писала одна из читательниц "РГ" в форуме фестиваля. Но фильм, который потенциально был, что называется, обречен на успех, был задушен нашим прокатом чуть ли не в зародыше - на большие экраны он так и не попал, по телевидению его не показали.
Так как задача нашего фестиваля - дать хорошим картинам еще один шанс выйти к широкой, не знающей расстояний и государственных границ публике Интернета, наш очередной "Дубль дв@" мы решили посвятить дебютантам.
Восемь фильмов, которые пройдут перед вами в ближайшие десять дней, хоть и дебютные, но сделаны людьми разных поколений. Экранизация чеховского "Иванова", например, - первая работа в кино очень известного театрального режиссера Вадима Дубровицкого. Сергей Ольденбург-Свинцов, дебютировавший в игровом кино фильмом "Голубка", - оператор, сценарист, фотограф и даже президент Московского международного фестиваля балета GRAND PAS. Автор фильма "Воробей" Юрий Шиллер - знаменитый новосибирский режиссер-документалист. Вячеслав Златопольский, представляющий свой первый фильм "Дом ветра", - человек многих талантов и окончил не только мастерскую Аллы Суриковой на Высших режиссерских курсах, но и Франкфуртский Государственный институт изобразительных искусств. Прежде чем получить на ММКФ приз за режиссуру "Шапито-шоу", Сергей Лобан был известен в московском андеграунде, а потом дебютировал нашумевшей, но, увы, в узких кругах абсурдистской картиной "Пыль", которую мы теперь представим кругам более широким. Анна Фенченко , прежде чем стать студенткой режиссерской мастерской Владимира Хотиненко во ВГИКе, была корреспондентом "Советского экрана", а прежде чем дебютировать в большом кино фильмом "Пропавший без вести", делала на НТВ знаменитых "Кукол". В "Куклах" же был замечен и отмечен Сергей Мокрицкий, автор нескольких документальных лент, в очень зрелом возрасте дебютировавший фильмом "Четыре возраста любви". И наконец, свой дебютный полнометражный игровой фильм "Бездельники" представляет Андрей Зайцев, двойной лауреат "Золотого орла" - за документальную ленту "Виктор Астафьев. Веселый солдат" и за монтаж фильма "12".
Такова конкурсная программа. Она могла быть обширней: в ней предполагались интереснейшие фильмы "Отрыв" Александра Миндадзе и "Однажды в провинции" Кати Шагаловой. Авторы были рады показать свои работы на фестивале, но продюсерская компания Central Partnership потребовала за это денег. Случай, замечу, беспрецедентный - обычно продюсеры охотно откликаются на предложение нашего некоммерческого фестиваля, понимая, что это для фильма лишний шанс пробиться к своей аудитории.
Как всегда, зрители смогут голосовать за просмотренные фильмы по десятибалльной шкале (первая звездочка означает 1 балл, десятая - 10), а также написать свой отзыв, напрямую обратившись к создателям фильмов на форуме каждого из фильмов. По результатам зрительского голосования фильмы, занявшие два первых места, получают призы.
Кроме того, есть и параллельная программа, которая будет доступна для просмотра на протяжении всего фестиваля целиком. Она не менее интересна: здесь собраны некоторые из дебютных картин ныне знаменитых мастеров. Каждый их этих фильмов в свое время становился событием, большинство из них долго не сходили с экранов, однако новым поколениям зрителей они малоизвестны, так что в какой-то степени это будет их новая премьера, их "дубль дв@", уже в век Интернета. Фильмы этой программы идут вне конкурса, но для зрителей сохраняется возможность писать в форуме свои отзывы, которых с интересом и волнением будут ждать авторы картин Вадим Абдрашитов, Николай Досталь, Андрей Кончаловский, Юрий Мамин, Владимир Меньшов, Александр Митта, Сергей Соловьев и Карен Шахназаров.
Конкурсная программа III Интернет-фестиваля "ДУБЛЬ ДВ@": ДЕБЮТЫ
- 11-12 апреля. "Голубка", реж. Сергей Ольденбург-Свинцов.
- 12 - 13 апреля. "Бездельники", реж. Андрей Зайцев.
- 13 - 14 апреля. "Иванов", реж. Вадим Дубровицкий.
- 14 - 15 апреля. "Пропавший без вести", реж. Анна Фенченко.
Лирическая драма
Сценарий и режиссура Сергея Ольденбурга-Свинцова.
В ролях: Александр Коршунов, Инга Стрелкова-Оболдина, Мирослава Карпович, Клавдия Коршунова, Кирилл Кяро.
Название картине дала старая испанская песня La Paloma. Она о трудной любви и никогда не умирающей надежде. Любовь рождается вообще ниоткуда. Вот женщина, казалось бы, должна о ней забыть вообще - на ее плечах уже почти взрослые дети, дом и дела. А она еще не махнула на себя рукой и даже способна побороться с молодой хищницей за великолепного, но странного, как все художники, человека. Потому что оба они стремятся к одному - гармонии. 104 мин. 2009.
Молодежная музыкальная драма.
Сценарий и режиссура Андрея Зайцева.
В ролях: Антон Шагин, Андрей Шибаршин, Александра Тюфтей, Полина Филоненко, Ричард Бондарев.
Он вовсе не планировал влюбляться - просто ему нравилось встречать взгляды девушек в метро. Вступать с ними в безмолвный диалог. Пока однажды на перегоне "Митино" - "Отрадное" он не понял, что все может быть очень серьезно. Он влюбится. А потом сделает страшное открытие. И тогда все пойдет под откос: любовь, дружба, даже сама жизнь. Мелодраматическая история, навеянная автору песнями Виктора Цоя. 93 мин. 2011
Режиссер Вадим Дубровицкий
Трагикомедия.
В ролях: Алексей Серебряков, Анна Дубровская, Эдуард Марцевич, Владимир Ильин, Валерий Золотухин, Богдан Ступка.
Экранизация одноименной пьесы Антона Чехова о человеке, приносящем окружающим одни несчастья. В поисках ответа на загадки характера главного героя известный театральный режиссер использует разные редакции чеховской пьесы, включая ранние авторские версии. 170 мин. 2010.
Современная кафкиана
Режиссер - Анна Фенченко
Сценарий Натальи Репиной
В ролях: Андрей Филиппак, Расим Джафаров, Полина Каманина, Людмила Героева, Юрис Лауциньш.
Однажды благополучный петербургский программист, вернувшись домой, обнаруживает, что его квартиру сносит бульдозер, а вещи отправлены за сто километров от Питера, где у него новый адрес. Внезапно став бомжем, человек отправится на поиски своего нового дома, с каждым часом все яснее понимая, что для окружающего мира он уже как бы не совсем человек, он беззащитен и бороться со сгущающимся абсурдом уже не в силах. А самое абсурдное - то, что на его месте может оказаться каждый. 96 мин. 2010.
- 15 - 16 апреля. "Четыре возраста любви", реж. Сергей Мокрицкий.
- 16 - 17 апреля. "Воробей", реж. Юрий Шиллер.
- 17 - 18 апреля. "Дом ветра", реж. Вячеслав Златопольский.
- 18 - 19 апреля. "Пыль", реж. Сергей Лобан.
- 19 - 23 апреля. Призовой показ фильмов, завоевавших три первых места.
Киноальманах
Режиссер Сергей Мокрицкий
Сценарий Алексея Головченко
В ролях: Роман Шмаков, Александра Гонтаренко, Лия Ахеджакова, Игорь Ясулович, Алексей Серебряков, Елена Морозова, Юлия Рутберг, Наталья Суркова, Станислав Лесной, Ольга Хохлова
Сказать, что любви все возрасты покорны - сморозить банальность. Сказать, что без любви вообще невозможно - трюизм. Но этими банальностями и трюизмами живут все любовные драмы, комедии и трагедии мира. Сергей Мокрицкий дебютировал четырьмя новеллами о любви - пробуждающейся, отцветающей, о любви подвижнической и жертвенной, о любви, которой нет... Героев и героинь этого камерного, но многонаселенного фильма объединяет только один сквозной персонаж - апельсины, которые при всех обстоятельствах невозможно не съесть. 97 мин. 2008.
Драма.
Сценарий и режиссура Юрия Шиллера.
В ролях: Денис Бабушкин, Олеся Шаблова, Сергей Реусенко, Кристина Бабушкина, Сергей Угрюмов.
Сибирская деревня издавна славится своим табуном племенных лошадей. Деревня сумела сберечь его даже в войну, но очередной революции и нового капиталистического уклада табун, похоже, пережить не сумеет. Первый же неурожайный год вгоняет хозяйство в долги, и единственный выход, который видит директор, - продать лошадей на мясо. Но тогда маленький сын пастуха по прозвищу Воробей примет единственно верное решение...
Главный приз XXII Всероссийского Шукшинского кинофестиваля. 90 мин. 2010.
Драма
Режиссер Вячеслав Златопольский
Сценарий Алексея Тимма
В ролях: Полина Кутепова, Дэник Неверов, Валерий Баринов, Александр Ильин, Елена Морозова
Таисия, дворничиха детской инфекционной больницы, получает известие о том, что ее сын, пропавший без вести на уже отгоревшей кавказской войне, погиб. Рухнула последняя робкая надежда, жизнь потеряла смысл. И тогда она крадет из больницы уже обреченного на смерть ребенка, чтобы выходить его - и ему отдать свою материнскую любовь. Ради него она теперь готова на все... 90 мин. 2011.
Комедия абсурда
Режиссер - Сергей Лобан.
Сценарий Марины Потаповой.
В ролях: Алексей Подольский, Петр Мамонов, Глеб Михайлов, Нина Елисова, Михаил Балинский, Олег Новиков, Псой Короленко, Алексей Знаменский, Максим Тиунов.
Леша - молодой, но рыхлый характером и телом. Таких зовут рохлями. Однажды ему предложат участвовать в секретном научном эксперименте, где он на пару секунд обретет тело стройное, поджарое и мускулистое - таких зовут суперменами. И когда начнется неистовая борьба за обретение того, настоящего лешиного тела, от рохли не останется и следа. Дебютный фильм Сергея Лобана, многие темы и мотивы которого он в союзе с драматургом Мариной Потаповой через несколько лет разовьет в "Шапито-шоу".
Внеконкурсная программа "Как дебютировали мастера"
- Вадим Абдрашитов. "Репортаж с асфальта", "Остановите Потапова!", "Слово для защиты"
- Николай Досталь. "Человек с аккордеоном"
- Андрей Кончаловский. "Первый учитель"
- Юрий Мамин. "Праздник Нептуна", "Желаю вам"
- Владимир Меньшов. "Розыгрыш"
- Александр Митта. "Друг мой Колька"
- Сергей Соловьев. "Егор Булычов и другие"
- Карен Шахназаров. "Добряки"
(Все фильмы этой программы доступны для просмотра с 11 по 23 апреля)