Вчера в Москву прибыл глава МИД Сирии Валид Муаллем. Во вторник он встретится с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым, чтобы вместе найти выход из крайне сложной ситуации, которую оппоненты Москвы и Дамаска постарались сделать тупиковой.
Нет сомнений, что сегодня в особняке МИД в центре российской столицы будет журналистский аншлаг. Второй раз за последние два месяца главе внешнеполитического ведомства России удается приковать к своим переговорам взоры, без преувеличения, всего мира. 7 февраля все мировые СМИ, затаив дыхание, ждали новостей из Дамаска, где с однодневным визитом гостил Сергей Лавров. 10 апреля с неменьшим интересом мир будет следить за ходом его переговоров с Муаллемом.
Слишком уж знаковую, почти судьбоносную дату выбрал сирийский министр для своего визита в Москву. Именно 10 апреля днем, когда согласно плану спецпосланника ООН и ЛАГ Кофи Аннана, во взбунтовавшихся городах вокруг Дамаска должны замолчать орудия. Однако так называемые "друзья Сирии" сделали практически все от них зависящее, чтобы у сирийской оппозиции не появилось желания выполнить свою часть сделки по прекращению огня.
Аннан до последнего сопротивлялся введению временных рамок объявления перемирия. Любому занимающемуся сирийской проблемой эксперту понятно, что прежде, чем прекращать огонь нужно разместить на границе противостояния международных наблюдателей, которые бы беспристрастно фиксировали не только сам факт прекращения огня, но и нарушения договоренностей с обеих сторон. И многие страны (в том числе Россия) были готовы направить в Сирию своих представителей для выполнения этой сложной, но крайне важной миссии. "Для того, чтобы осуществлять мониторинг соблюдения прекращения огня, нужны специалисты с военными знаниями. Речь не о воинских контингентах, а именно о военных наблюдателях, которые обладают соответствующей квалификацией", - заявил в прошлую пятницу Сергей Лавров.
Но Запад торопил Аннана, и тому пришлось объявить именно 10 апреля днем, когда сирийские власти должны вывести свои войска и тяжелую технику из взбунтовавшихся городов. Затем в течение 48 часов боевые действия должна прекратить и оппозиция. Однако кто теперь будет наблюдать за тем, какая из сторон будет четко выполнять взятые на себя обязательства, а какая нет, кто решится на провокации, а кому придется ответить? Фактически никто.
В этой ситуации официальный Дамаск 8 апреля потребовал от оппозиции письменных гарантий того, что повстанцы сложат оружие. Но 9 апреля представитель "Сирийской свободной армии" ответил: "С Дамаском отношений не будет". Иными словами ни о чем оппозиция с сирийскими властями договариваться не собирается. Подобное красноречивое заявление было сделано спустя несколько часов после того, как один из "друзей Сирии", а именно Париж, объявил требование Дамаска о предоставлении письменных гарантий неприемлимым.
Трудно отделаться от мысли, что Запад в своем стремлении любыми способами убрать президента Сирии Башара Асада с политической сцены расставляет перед официальным Дамаском одну ловушку за другой. Сначала озвучиваются искусственные, практически не выполнимые временные рамки перемирия. Затем оппозиции даются советы ни в какую не соглашаться на любые предложения властей. Ну и, наконец, нескольких провокаций будет достаточно, чтобы назвать Асада главным виновником провала плана Аннана. И никто не сможет аргументировано возразить.
Чем в этой ситуации Москва может помочь Дамаску? Этот вопрос, без сомнения, станет завтра ключевым на пресс-конференции по итогам переговоров Лаврова с Муаллемом. "Сейчас, когда начали вырисовываться контуры общего подхода международного сообщества к событиям в Сирии, принципиально важно, чтобы все внешние игроки активизировали работу с сирийскими сторонами с целью убедить их действовать конструктивно на основе учета реального положения дел на сирийской земле. Должны остаться в прошлом попытки реализовать схемы одностороннего несбалансированного воздействия на ситуацию, контрпродуктивность которых доказали события предшествующих месяцев", - заявила накануне заместитель директора Департамента информации и печати МИД России Мария Захарова. Только вот услышат ли Москву внешние игроки?